Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом

Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом

Тема 3. Некоторые общие вопросы деятельности практического психолога

2. Оценка эффективности деятельности практического психолога

3. Требования к личности практического психолога

4. Проблемы самопомощи в деятельности практических психологов

Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической — представители профессий типа «человек-человек» (по типологии Е. А. Климова), прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.

Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов-психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.

Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах-имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.

В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

По Г. С. Абрамовой (1994), можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, отраженные в таблице:

Задачи взаимодействия клиента и психолога

Задачи взаимодействия клиента с психологом Система оценок психологической информации клиентом Задача психолога при работе с таким заказом
Социальные задачи «правильно — неправильно» изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в другом свете
Этические задачи «хорошо — плохо» показать ограниченность этой оценочной шкалы
Нравственные задачи «добро — зло» продемонстрировать условность добра и зла, нетождественность их критериев для разных людей
Психологические задачи гибкая система оценок оказать психологическую помощь

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: