Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом
Тема 3. Некоторые общие вопросы деятельности практического психолога
2. Оценка эффективности деятельности практического психолога
3. Требования к личности практического психолога
4. Проблемы самопомощи в деятельности практических психологов
Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической — представители профессий типа «человек-человек» (по типологии Е. А. Климова), прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.
Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов-психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.
|
|
Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах-имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.
В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:
Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).
Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.
По Г. С. Абрамовой (1994), можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, отраженные в таблице:
Задачи взаимодействия клиента и психолога
Задачи взаимодействия клиента с психологом | Система оценок психологической информации клиентом | Задача психолога при работе с таким заказом |
Социальные задачи | «правильно — неправильно» | изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в другом свете |
Этические задачи | «хорошо — плохо» | показать ограниченность этой оценочной шкалы |
Нравственные задачи | «добро — зло» | продемонстрировать условность добра и зла, нетождественность их критериев для разных людей |
Психологические задачи | гибкая система оценок | оказать психологическую помощь |
Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.
|
|