Тест «стратегии поведеия в конфликте»

 

1. А) Иногда я представляю другим возможность взять на себя ответственность за разрешение проблемы.

Б) При обсуждении проблем, я охотнее делаю ударение на тех вещах, в которых мы друг с другом согласны, чем на тех вещах, в которых мы не согласны друг с другом.                                                                   

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение проблемы.

Б) Я стараюсь соблюсти все его и все мои интересы.

3. А) Как правило, я решительно стремлюсь к достижению целей.

Б) Иногда я стараюсь успокоить другого для того, чтобы поддерживать наши отношения в хорошем состоянии.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение проблемы.

Б) Иногда я отказываюсь от своих собственных желаний ради другого.

5. А) Я последовательно прибегаю к помощи другого при раздумывании над решением проблемы.

Б) Я пробую делать то, что необходимо для того, чтобы избежать излишней напряженности.

6. А) Я стараюсь избегать создания неприятных для меня ситуаций.

Б) Я стараюсь навязать свою точку зрения.

7. А) Я стараюсь отложить вопрос, чтобы самому как следует подумать над этим вопросом, когда у меня будет время.

Б) Я уступаю по некоторым пунктам в обмен на другие.

8. А) Как правило, я решительно стремлюсь к достижению своих целей.

Б) Я стараюсь сделать так, чтобы все разногласия и интересы различных людей были немедленно положены на стол.

9. А) Я считаю, что не всегда стоит слишком уж большое внимание уделять разногласиям.

Б) Я действительно делаю некоторые усилия для того, чтобы добиться своего.

10. А) Я решительно стремлюсь к достижению своих целей.

Б) Я стараюсь найти компромиссное решение.

11. А) Я стараюсь сделать так, чтобы все разногласия и интересы различных людей были немедленно положены на стол.

Б) Иногда я стараюсь успокоить другого для того, чтобы поддерживать наши отношения в хорошем состоянии.

12. А) Иногда я избегаю занимать такую точку зрения, которая могла бы привести к возникновению спорных вопросов.

  Б) Я соглашаюсь с другим по некоторым позициям, если он соглашается по некоторым позициям со мной.

13. А) Я предлагаю сойтись на серединной позиции.

Б) Я засучив рукава стараюсь убедить в своей точке зрения.

14. А) Я делюсь с другими своим мнением и спрашиваю, какова его точка зрения.

Б) Я пробую показать ему логику и преимущества моей точки зрения.

15. А) Иногда я стараюсь успокоить другого для того, чтобы поддерживать наши отношения в хорошем состоянии.

  Б) Я пробую делать то, что необходимо для того, чтобы избежать напряженности.

16. А) Я стараюсь не наносить ущерба чувствам других людей.

Б) Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей точки зрения.

17. А) Как правило я решительно стремлюсь к достижению своих целей.

Б) Я пробую делать то, что необходимо для того, чтобы избежать напряженности.

18. А) Если другому так уж нравится его точка зрения, я не стараюсь его переубедить.

Б) Я соглашаюсь с другим по некоторым позициям, если он соглашается по некоторым позициям со мной.

19. А) Я стараюсь сделать так, чтобы все разногласия и интересы различных людей были немедленно положены на стол.

Б) Я стараюсь отложить вопрос, чтобы самому как следует подумать над этим вопросом, когда у меня будет время.

20. А) Я стараюсь сразу и основательно рассмотреть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти справедливую комбинацию прибыли и убытков для нас обоих.

21. А) В своем подходе к переговорам я стараюсь учитывать желания другого.

Б) Я имею всегда склонность обсудить проблему.

22. А) Я пробую найти точку зрения, которая находится посередине между его и моей точкой зрения.

Б) Я встаю на защиту моих желаний.

23. А) Я очень часто ставлю своей целью удовлетворить все наши пожелания.

Б) Иногда я представляю другим возможность взять на себя ответственность за решение проблемы..

24. А) Если мне кажется, что точка зрения другого имеет для него очень большое значение, я стараюсь идти навстречу его пожелания.

Б) Я постараюсь его подвести к тому, чтобы он с удовольствием принял компромиссное решение.

25. А) Я попробую показать ему логику и преимущества моей точки зрения.

Б) В своем подходе к переговорам я стараюсь учитывать желания другого.

26. А) Я предлагаю сойтись на серединной позиции.

Б) Я почти всегда ставлю своей целью удовлетворить все наши пожелания.

27. А) Иногда я избегаю занимать такую точку зрения, которая могла бы привести к возникновению спорных вопросов.

Б) Если другому так уж этого хочется я, вероятно, не буду против того, чтобы он остался при своем собственном мнении о деле.

28. А) Обычно я решительно стремлюсь к выполнению своих целей.

Б) Обычно я прибегаю к помощи другого при раздумывании над решением проблемы.

29. А) Я предлагаю сойтись на серединной позиции.

Б) Я считаю, что не всегда стоит слишком уж большое внимание уделять разногласиям.

30. А) Я стараюсь не наносить ущерба чувствам других людей.

Б) Я делаю другого всегда полноправным участником при решении проблемы с тем, чтобы мы могли эту проблему детально разработать.

КЛЮЧ

Соперничество – 3А; 6Б; 8А; 9Б; 10А; 13Б; 14Б; 16Б; 17А; 22Б; 25А; 28А.

Сотрудничество – 2Б; 5А; 8Б; 11А; 14А; 19А; 20А; 21Б; 23А; 26Б;28Б; 30Б.

Компромисс – 2А; 4А; 7Б; 10Б; 12Б; 13А; 18Б; 20Б; 22А; 24Б; 26А; 29А.

Избегание – 1А; 5Б; 6А; 7А; 9А; 12А; 15Б; 17Б; 19Б; 23Б; 27А; 29Б.

Приспособление – 1Б; 3Б; 4Б; 11Б; 15А; 16А; 18А; 21А; 24А; 25б; 27Б; 30А.

Тесты самоконтроля

1. Конфликт в переводе с латинского это:

A. Несогласие

B. Борьба

C. Приспособление

D. Столкновение

2. К субъективным причинам конфликта относится:

A. Неравномерное распределение обязанностей

B. Эмоциональное напряжение

C. Слухи

D. Неподготовленность изменений

3. Выбор наиболее эффективных способов поведения в конфликте называется:

A. Разрешение конфликтов

B. Управление конфликтом

C. Социализация

D. Адаптация

4. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях выделил:

A. К. Томас

B. А. Адлер

C. В. В. Романов

D. Г. Олпорт

5. Стратегией поведения в конфликтных ситуациях не является:

A. Сотрудничество

B. Компромисс

C. Приспособление

D. Деформация

6. Компромисс – это:

A. Приспособление к интересам другого человека

B. Частичная реализация собственных интересов и интересов другого человека

C. Ориентация только на свои интересы

D. Полная реализация и своих интересов и интересов другого человека

7. Соперничество – это:

A. Ориентация только на свои интересы

B. Полная реализация и своих интересов и интересов другого человека

C. Приспособление к интересам другого человека

D. Частичная реализация собственных интересов и интересов другого человека

8. К межличностному конфликту не относится конфликт:

A. Интересов

B. Взглядов

C. Традиций

D. Желаний

9. Внутриличностный конфликт предполагает:

A. Столкновение целей

B. Борьбу мотивов

C. Различия во взглядах

D. Различия в интеллектуальной сфере

10. К конфликтным личностям по Д. Скотту не относится:

A. Скрытый агрессор

B. Разгневанный ребенок

C. Жалобщик

D. Весельчак

 

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 5-е изд., исп. и доп. – М.: Аспект Пресс. 2012.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник. - M., 2013.

Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., 2002.

Батаршев А. В Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М., 2002.

Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества лич­ности. - М., 2001.

Батаршев А. В. Психология личности и общения. - М., 2009.

Беззубцев, С.А. Две недели на культуру. Организационная культура = Электронный ресурс: учебный видеокейс / С. А. Беззубцев. - СПб.: Решение, 2007. - (Психология управления).

Беззубцев, С.А. Человеческий фактор. Личность и организация = Электронный ресурс: учебный видеокейс / С. А. Беззубцев. - СПб.: Решение, 2007. - (Психология управления).

Белецкий Н. И. Организация управления персоналом: Учебное посо­бие. - М., 2002.

Белланже, Лионель. Переговоры / Белланже Лионель; пер. с фр. под ред. И. В. Андреевой. - 5-е изд. - СПб: Издательский Дом "Нева", 2002.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаи­моотношений; Люди, которые играют в игры. Психология че­ловеческой судьбы. — СПб., 2002.

Бодалев А. А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. — М., 1992.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб., 2002.

Вишнякова Н. Ф. Конфликтология: Учебное пособие. — Минск, 2002.

Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология Учебник. - М., 2001.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Горянина Б. А. Психология общения. — М., 2002.

Гуревич П. С. Психология: Учеб. пособие. — М., 1999.

Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2002.

Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2001.

Емельянов С. И. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2010.

Еникеев М. И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: Крат. Энцикл. Словарь. – М.: Юрид. Лит., 2013.

Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ре­сурсами. — М., 2002.

Занюк С. Психология мотивации. — Киев, 2001.

Зарецкая Е. Н. Деловое общение. — М., 2002.

Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуника­ции.- М., 2002.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.     

Зуб А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академ. бакалавриата. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.6 Аспект Пресс, 2012.

Иванцевич Д., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы: Основы управления персоналом. - М., 1993.

Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — 2003.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2010.

Кабаченко, Т. С. Психология управления: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. - М.: Педагогиеское общество России, 2005.

Каган М. С. Мир общения. - М., 1998.

Канетти Э. Масса и власть. – М., 1997.

Кашницкий С. Е. Среди людей. Соционика - наука общения. - М., 2002.

Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К, Коновалова В. Г. Конфликтоло­гия: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд.; перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2014. (Высшее образование).

Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М., 1999.                                                                                                                                                                                                        

Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых груп­пах. - Минск, 2001.

Конфликтология: Учебник / Под ред. В. П. Ратникова. - М., 2001,

Королев, Л. М. Психология управления: учеб.пособие / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К°, 2008.

Коссов Б. В. Личность: Теория, диагностика и развитие. - М., 2000.

Крайс Г. Психология развития. — СПб., 2001.

Кричевским Р. Л. Если Вы — руководитель...: Элементы менеджмента повседневной работе. — М., 2002.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Леонов Н. И. Психология делового общения. — М. — Воронеж, 2002.

Леонтьев А. А. Психология общения. — М., 1997.

Лигачевский Э. Э. Конфликты в общении и общение в конфликте» Учебное пособие. - СПб., 2000.

Линчевский Э. Э. Мастерство управленческого общения. Руководи­тель в повседневных контактах и конфликтах. — СПб., 2002.

Линчевский Э. Э. Мастерство управленческого общения: Руководи­тель в повседневных контактах и конфликтах. - СПб., 2002.

Лукьянов А.С. Основы управления: Практический курс. - Таллин, 2005.

Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов / Под ред. В. ИЦ Белополъского. - М., 2002.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.

Маклаков, А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. [Текст]: Теория и практика / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - ((Серия "Учебник для вузов")).

Маслоу А. Мотивация и Личность; СПб.: Издательство «Евразия», 2005.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М., 1996.

Машков Б. Н. Психология управления. СПб, 2002.

Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

Милованов Ю.Е. Лидер и вождь: опыт типологии. — Ростов-н/Д., 1992.

Морозов А. Б. Деловая психология: Учебник. - СПб., 2002.

Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник. — СПб., 2002.

Нартова-Вочевар С. Психология личности и межличностных отноше­ний. - М„ 2001.

Немов Р. С. Психологический словарь. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. I. Общие основы психологии. - М., 2014.

Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб., 1996.

Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. - Спб.: Издательство Питер, 1999.

Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. - СПб., 1997.

Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. — СПб., 1993.

Обозов Н. Н. Совместимость и сработанность людей. — СПб., 2000.

Островский, Э.В. Психология управления: Учеб.пособие / Э. В. Островский. - М.: ИНФРА-М, 2008.

Панасюк А. Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психо­технологии убеждающего воздействия. — М., 2002.

Полукаров, В. Л. Психология менеджмента [Текст] / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин - 2-е изд.; стер. - М.: КНОРУС.

Почепцов Г. Г. Имиджелогия. - М., 2002.

Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А В. Брушлинского, М. М. Воловиковой. — М., 2002.

Психология личности: Хрестоматия/Подред. Д.Я. Райгородского. - Сама­ра, 1999.

Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2002.

Психология управления: Конспект лекций / Касьяник П.М. сост. - СПб: Сова, 2007. - (Университетская библиотека)

Психология управления: Хрестоматия / Райгородский Д. Я., ред.-сост. - Самара: ИД "Бахрах-М", 2006. - 166-00.

Психология. Словарь/ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - М.: Политиздат, 1990.

Психология: Учебник / Под ред. В, Н. Дружинина. - СПб., 2010.

Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. В 2-х тт. – Самара, 1999.

Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Прак­тикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб.пособие. -М.:ИНФРА-М, 2002.

Рогов Е. И. Психология общения. — М., 2001.

Розанова, В. А. Психология управления: учеб. пособие / В. А. Розанова. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2008.

Розанова, В. А. Психология управления: учеб. пособие / В. А. Розанова. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. 

Скотт Дж. Конфликты: Пути их преодоления. - Киев, 1991.

Смирнов Э.А. Теория организации - М.: ИНФРА-М, 2000.

Соловьев А.И. Психология власти: противоречия пе­реходных процессов // Власть многоликая.— М., 1992.

Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под ред. М. И. Марьина, Е. А. Мешалкина – М.: ЦОКП МВД России, 2001.

Станки М. И. Психология управления. М., 2002.

Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д. Психология менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Юнити, 2011.

Травин, В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Изда­тельство «Дело», 2000.

Тренев Н. Н. Управление конфликтами. - М., 2001.

Управление конфликтами в организации [Текст]. - 2011. - (Справочник по управлению персоналом)

Управление персоналом для современных руководителей / Е.А. Борисова. -СПб.: Питер, 2003.

Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. - М., 1998.

Урбанович А. А. Психология управления. — Минск, 2001.

Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие / А. А. Урбанович. - Мн.: Харвест, 2 Шейн, Э. Организационная культура лидерства / Э. Шейн. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2008.

Уткин Э. А. Конфликт: Теория и практика. - М., 1998.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без пораже­ния. - М., 2002.

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: Психологические игры и упражнения. - СПб., 2002.

Херманн М. Стили лидерства в формировании внеш­ней политики // Политические исследования, 1991.

Хутаева, К.А. Конфликта Ген. Конфликты в организации = Электронный ресурс: учебный видеокейс / К. А. Хутаева. - СПб.: Решение, 2007. - (Психология управления).

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследова­ния и применение. — СПб., 1999.

Цветаев В.М. Управление персоналом. - Спб: Питер, 2001.

Чушков А. Н. Управление конфликтами. - М., 1995.

Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2005.

Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. - М.: ГроссМедиа, 2005.

Шейнов В. И. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996.

Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: Учебник. — М., 2002.

ГЛОССАРИЙ

Психологии управления – наука, изучающая психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной де­ятельности и межличностного общения в организации, то есть психологические особенности управленческих отношений.

Управление — это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.

Менеджмент — совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.

Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью их изучения;

Эксперимент – метод, основанный на активном вмешательстве исследователя в деятельность испытуемого;

Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом;

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов;

Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения;

Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии;

Контент-анализ - метод изучения деятельности людей по документальным источникам.

Ролевые и деловые игры – методы, являющиеся составными частями психологического тренинга, в котором правила игры, раскладка ролей, поведение конкретных участников игры оказывают серьезное воздействие на испытуемых, их психические состояния, речь, трансформируют их поведение.

Метод социометрии – метод, направленный на изучение положения человека в группе, а также на механизмы взаимодействия людей в данных социальных группах.

Личность – системное свойство, обусловленное тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразуется сам.

Профессиограмма – совокупность профессионально-значимых качеств личности.

Деятельность – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на его преобразование и удовлетворение собственных потребностей.

Психологические особенности деятельности руководителя – это такие особенности, которые предъявляют определенные требования к личности руководителя и оказывают влияние на данную личность

Потребность – это состояние индивида, создаваемое нуждой, которую он испытывает и выступающее источником его активности.

Мотивы – это побуждения человека к достижению конкретной цели. Мотивы также называют опредмеченными потребностями, средствами к достижению цели.

Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей и подчиненные общему мотивы.

Операции = совокупность различных действий человека.

Цель – это идеальное представление о результате деятельности. Эффективность любой деятельности во многом зависит от знаний, умений и навыков человека.

Знания – это информация об окружающем мире (например, знание законов природы, общества и др.).

Умения – это способность человека применять знания на практике.

Навыки – это умения, доведенные до автоматизма.  

Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, несущий общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры).

Адаптация – приспособление индивидных и личностных качеств к жизни и деятельности человека к изменяющимся условиям существования.

Профессиональная адаптация – это процесс, выражающийся в усвоении человеком возложенных на него функций на базе имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков и дальнейшем совершенствовании их в процессе работы, а также активном приспособлении к конкретным условиям и организации труда.

Профессиональная деформация личности руководителя представляет собой рассогласование, нарушение в структуре его личности отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий профессиональной деятельности.

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие одних социальных субъек­тов на другие с помощью различных сил, средств и способов.

Лидерство – это такая форма власти, в которой преобладает влияние лидера. Лидерство отличается от власти тем, что оно влечет за собой влияние, то есть изменение предпочтений, тогда как власть означает только, что предпочтения субъектов удерживаются в «состоянии ожидания».

Руководство — частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчинёнными, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путём воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.

Стиль руководства – это совокупность приемов и способов воздействия на подчиненных с целью решения профессиональных задач

Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексом воздействий – внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Стимулирование – это система внешних воздействий, направленных на повышение или сохранение высокой мотивации сотрудников

Группа – ограниченная в размере общность людей, выделенная из социального целого на основании на основании определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, уровня развития и т.д.).

Группа большая – количественно не ограниченная условная общность людей, выделенная на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности).

Группа малая – относительно небольшое количество непосредственно контактируемых индивидов, объединенных общими целями или задачами. Особенностью, отличающей малые группы от сложных и больших является ее относительная «структурная простота» (наличие лидера, распределение ролей, общая цель и т.д.).

Группа официальная (формальная ) реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью.

Группа неофициальная (неофициальная) – реальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы, симпатий или прагматической пользы.

Группа референтная (значимая) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтной группе противопоставляется группа членства (не значимая группа).

Диффузная группа – общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников, отсутствует общая цель.

Ассоциация – общность, в которой появляется общая цель, но отсутствует взаимодействие между ее членами, обусловленное этой целью.

Корпорация – общность, в которой есть организатор (лидер), который, как правило, осуществляет жесткий стиль руководства, имеет место общая цель, распределение ролей. Корпорации также отличаются закрытость от других социальных групп.

Коллектив – общность, объединенная общими целями и задачами людей, которой характерны: высокая сплоченность, коллективистское самоопределение, социально ценный характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность членов группы по отношению друг к другу, учет интересов личности и ее самореализация.

Социально-психологический климат (СПК) определялся как совокупность качеств и состояний, выражающих самочувствие каждого члена коллектива, степень удовлетворения своих потребностей и преобладание групповых настроений и других социально-психологических особенностей группы, в которых обнаруживается атмосфера, способствующая или препятствующая эффективности производственной деятельности.

Корпоративная (организационная) культура — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися людьми.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Рефлексия - социально-психологический механизм, определяющий оценку собственных действий глазами других людей.

Идентификация -социально-психологический механизм, определяющий способность поставить себя на место другого человека.

Эмпатия – сочувствие, сопереживание.

Конфликт – это столкновение целей, взглядов, интересов, стремлений, желаний, мировоззрения.

  Внутриличностныйконфликт – конфликт, представляющий собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.

Межличностный конфликт – конфликт, проявляющийся как столкновение интересов, целей, взглядов, установок между отдельными

Вертикальный конфликт – конфликт, предполагающий распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия участников конфликта.

Горизонтальный конфликт – конфликт, предполагающий взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов.

Открытый конфликт – конфликт, характеризующийся явно выраженным столкновением оппонентов.

Скрытый конфликт – конфликт, при котором отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.

Конструктивный конфликт – конфликт, для которого характерны разногласия, затрагивающие принцип цельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивный конфликт – конфликт, приводящий к негативным, часто разрушительным действиям, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Дезорганизация - это такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами.

Напряженность -форма управленческого конфликта характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.

Конфронтация - форма управленческого конфликта, характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства.

Разрешение конфликта – совокупность приемов и способов, направленных на его устранение.

Управление конфликтом это выбор наиболее подходящих, эффективных способов (стратегий) поведения в конфликтных ситуациях.

Соперничество – модель поведения в конфликте, при которой, стороны стремятся удовлетворить только собственные интересы.

Сотрудничество – модель поведения в конфликте, при которой стороны максимально удовлетворяют свои интересы.

Приспособление – модель поведения в конфликте, при которой одна из сторон уступает, игнорирует удовлетворение собственных интересов.

Избегание – модель поведения в конфликте, при которой ни одна из сторон своих интересов не достигает, происходит уход от конфликта.

Компромисс -модель поведения в конфликте, при которой стороны частично удовлетворяют свои интересы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Тема 1. Введение в курс «Психология управления

Тема 2. Психология личности и деятельности руководителя

Тема 3. Власть и лидерство как социально-психологические феномены

Тема 4. Мотивация трудовой деятельности

Тема 5. Психология групп и коллективов и их учет в управленческой деятельности

Тема 6. Общение в управленческой деятельности

Тема 7. Психология конфликта в организации

Глоссарий

 

 

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: