1. А) Иногда я представляю другим возможность взять на себя ответственность за разрешение проблемы.
Б) При обсуждении проблем, я охотнее делаю ударение на тех вещах, в которых мы друг с другом согласны, чем на тех вещах, в которых мы не согласны друг с другом.
2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение проблемы.
Б) Я стараюсь соблюсти все его и все мои интересы.
3. А) Как правило, я решительно стремлюсь к достижению целей.
Б) Иногда я стараюсь успокоить другого для того, чтобы поддерживать наши отношения в хорошем состоянии.
4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение проблемы.
Б) Иногда я отказываюсь от своих собственных желаний ради другого.
5. А) Я последовательно прибегаю к помощи другого при раздумывании над решением проблемы.
Б) Я пробую делать то, что необходимо для того, чтобы избежать излишней напряженности.
6. А) Я стараюсь избегать создания неприятных для меня ситуаций.
Б) Я стараюсь навязать свою точку зрения.
|
|
7. А) Я стараюсь отложить вопрос, чтобы самому как следует подумать над этим вопросом, когда у меня будет время.
Б) Я уступаю по некоторым пунктам в обмен на другие.
8. А) Как правило, я решительно стремлюсь к достижению своих целей.
Б) Я стараюсь сделать так, чтобы все разногласия и интересы различных людей были немедленно положены на стол.
9. А) Я считаю, что не всегда стоит слишком уж большое внимание уделять разногласиям.
Б) Я действительно делаю некоторые усилия для того, чтобы добиться своего.
10. А) Я решительно стремлюсь к достижению своих целей.
Б) Я стараюсь найти компромиссное решение.
11. А) Я стараюсь сделать так, чтобы все разногласия и интересы различных людей были немедленно положены на стол.
Б) Иногда я стараюсь успокоить другого для того, чтобы поддерживать наши отношения в хорошем состоянии.
12. А) Иногда я избегаю занимать такую точку зрения, которая могла бы привести к возникновению спорных вопросов.
Б) Я соглашаюсь с другим по некоторым позициям, если он соглашается по некоторым позициям со мной.
13. А) Я предлагаю сойтись на серединной позиции.
Б) Я засучив рукава стараюсь убедить в своей точке зрения.
14. А) Я делюсь с другими своим мнением и спрашиваю, какова его точка зрения.
Б) Я пробую показать ему логику и преимущества моей точки зрения.
15. А) Иногда я стараюсь успокоить другого для того, чтобы поддерживать наши отношения в хорошем состоянии.
Б) Я пробую делать то, что необходимо для того, чтобы избежать напряженности.
16. А) Я стараюсь не наносить ущерба чувствам других людей.
Б) Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей точки зрения.
|
|
17. А) Как правило я решительно стремлюсь к достижению своих целей.
Б) Я пробую делать то, что необходимо для того, чтобы избежать напряженности.
18. А) Если другому так уж нравится его точка зрения, я не стараюсь его переубедить.
Б) Я соглашаюсь с другим по некоторым позициям, если он соглашается по некоторым позициям со мной.
19. А) Я стараюсь сделать так, чтобы все разногласия и интересы различных людей были немедленно положены на стол.
Б) Я стараюсь отложить вопрос, чтобы самому как следует подумать над этим вопросом, когда у меня будет время.
20. А) Я стараюсь сразу и основательно рассмотреть наши разногласия.
Б) Я стараюсь найти справедливую комбинацию прибыли и убытков для нас обоих.
21. А) В своем подходе к переговорам я стараюсь учитывать желания другого.
Б) Я имею всегда склонность обсудить проблему.
22. А) Я пробую найти точку зрения, которая находится посередине между его и моей точкой зрения.
Б) Я встаю на защиту моих желаний.
23. А) Я очень часто ставлю своей целью удовлетворить все наши пожелания.
Б) Иногда я представляю другим возможность взять на себя ответственность за решение проблемы..
24. А) Если мне кажется, что точка зрения другого имеет для него очень большое значение, я стараюсь идти навстречу его пожелания.
Б) Я постараюсь его подвести к тому, чтобы он с удовольствием принял компромиссное решение.
25. А) Я попробую показать ему логику и преимущества моей точки зрения.
Б) В своем подходе к переговорам я стараюсь учитывать желания другого.
26. А) Я предлагаю сойтись на серединной позиции.
Б) Я почти всегда ставлю своей целью удовлетворить все наши пожелания.
27. А) Иногда я избегаю занимать такую точку зрения, которая могла бы привести к возникновению спорных вопросов.
Б) Если другому так уж этого хочется я, вероятно, не буду против того, чтобы он остался при своем собственном мнении о деле.
28. А) Обычно я решительно стремлюсь к выполнению своих целей.
Б) Обычно я прибегаю к помощи другого при раздумывании над решением проблемы.
29. А) Я предлагаю сойтись на серединной позиции.
Б) Я считаю, что не всегда стоит слишком уж большое внимание уделять разногласиям.
30. А) Я стараюсь не наносить ущерба чувствам других людей.
Б) Я делаю другого всегда полноправным участником при решении проблемы с тем, чтобы мы могли эту проблему детально разработать.
КЛЮЧ
Соперничество – 3А; 6Б; 8А; 9Б; 10А; 13Б; 14Б; 16Б; 17А; 22Б; 25А; 28А.
Сотрудничество – 2Б; 5А; 8Б; 11А; 14А; 19А; 20А; 21Б; 23А; 26Б;28Б; 30Б.
Компромисс – 2А; 4А; 7Б; 10Б; 12Б; 13А; 18Б; 20Б; 22А; 24Б; 26А; 29А.
Избегание – 1А; 5Б; 6А; 7А; 9А; 12А; 15Б; 17Б; 19Б; 23Б; 27А; 29Б.
Приспособление – 1Б; 3Б; 4Б; 11Б; 15А; 16А; 18А; 21А; 24А; 25б; 27Б; 30А.
Тесты самоконтроля
1. Конфликт в переводе с латинского это:
A. Несогласие
B. Борьба
C. Приспособление
D. Столкновение
2. К субъективным причинам конфликта относится:
A. Неравномерное распределение обязанностей
B. Эмоциональное напряжение
C. Слухи
D. Неподготовленность изменений
3. Выбор наиболее эффективных способов поведения в конфликте называется:
A. Разрешение конфликтов
B. Управление конфликтом
C. Социализация
D. Адаптация
4. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях выделил:
A. К. Томас
B. А. Адлер
C. В. В. Романов
D. Г. Олпорт
5. Стратегией поведения в конфликтных ситуациях не является:
A. Сотрудничество
B. Компромисс
C. Приспособление
D. Деформация
6. Компромисс – это:
A. Приспособление к интересам другого человека
B. Частичная реализация собственных интересов и интересов другого человека
C. Ориентация только на свои интересы
D. Полная реализация и своих интересов и интересов другого человека
7. Соперничество – это:
A. Ориентация только на свои интересы
B. Полная реализация и своих интересов и интересов другого человека
|
|
C. Приспособление к интересам другого человека
D. Частичная реализация собственных интересов и интересов другого человека
8. К межличностному конфликту не относится конфликт:
A. Интересов
B. Взглядов
C. Традиций
D. Желаний
9. Внутриличностный конфликт предполагает:
A. Столкновение целей
B. Борьбу мотивов
C. Различия во взглядах
D. Различия в интеллектуальной сфере
10. К конфликтным личностям по Д. Скотту не относится:
A. Скрытый агрессор
B. Разгневанный ребенок
C. Жалобщик
D. Весельчак
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – 5-е изд., исп. и доп. – М.: Аспект Пресс. 2012.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник. - M., 2013.
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., 2002.
Батаршев А. В Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М., 2002.
Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М., 2001.
Батаршев А. В. Психология личности и общения. - М., 2009.
Беззубцев, С.А. Две недели на культуру. Организационная культура = Электронный ресурс: учебный видеокейс / С. А. Беззубцев. - СПб.: Решение, 2007. - (Психология управления).
Беззубцев, С.А. Человеческий фактор. Личность и организация = Электронный ресурс: учебный видеокейс / С. А. Беззубцев. - СПб.: Решение, 2007. - (Психология управления).
Белецкий Н. И. Организация управления персоналом: Учебное пособие. - М., 2002.
Белланже, Лионель. Переговоры / Белланже Лионель; пер. с фр. под ред. И. В. Андреевой. - 5-е изд. - СПб: Издательский Дом "Нева", 2002.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 2002.
Бодалев А. А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. — М., 1992.
|
|
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб., 2002.
Вишнякова Н. Ф. Конфликтология: Учебное пособие. — Минск, 2002.
Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология Учебник. - М., 2001.
Горянина Б. А. Психология общения. — М., 2002.
Гуревич П. С. Психология: Учеб. пособие. — М., 1999.
Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2002.
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2001.
Емельянов С. И. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2010.
Еникеев М. И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: Крат. Энцикл. Словарь. – М.: Юрид. Лит., 2013.
Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. — М., 2002.
Занюк С. Психология мотивации. — Киев, 2001.
Зарецкая Е. Н. Деловое общение. — М., 2002.
Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.- М., 2002.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
Зуб А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академ. бакалавриата. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.6 Аспект Пресс, 2012.
Иванцевич Д., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы: Основы управления персоналом. - М., 1993.
Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. — 2003.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2010.
Кабаченко, Т. С. Психология управления: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. - М.: Педагогиеское общество России, 2005.
Каган М. С. Мир общения. - М., 1998.
Канетти Э. Масса и власть. – М., 1997.
Кашницкий С. Е. Среди людей. Соционика - наука общения. - М., 2002.
Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К, Коновалова В. Г. Конфликтология: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд.; перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2014. (Высшее образование).
Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М., 1999.
Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2001.
Конфликтология: Учебник / Под ред. В. П. Ратникова. - М., 2001,
Королев, Л. М. Психология управления: учеб.пособие / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К°, 2008.
Коссов Б. В. Личность: Теория, диагностика и развитие. - М., 2000.
Крайс Г. Психология развития. — СПб., 2001.
Кричевским Р. Л. Если Вы — руководитель...: Элементы менеджмента повседневной работе. — М., 2002.
Леонов Н. И. Психология делового общения. — М. — Воронеж, 2002.
Леонтьев А. А. Психология общения. — М., 1997.
Лигачевский Э. Э. Конфликты в общении и общение в конфликте» Учебное пособие. - СПб., 2000.
Линчевский Э. Э. Мастерство управленческого общения. Руководитель в повседневных контактах и конфликтах. — СПб., 2002.
Линчевский Э. Э. Мастерство управленческого общения: Руководитель в повседневных контактах и конфликтах. - СПб., 2002.
Лукьянов А.С. Основы управления: Практический курс. - Таллин, 2005.
Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов / Под ред. В. ИЦ Белополъского. - М., 2002.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.
Маклаков, А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. [Текст]: Теория и практика / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - ((Серия "Учебник для вузов")).
Маслоу А. Мотивация и Личность; СПб.: Издательство «Евразия», 2005.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М., 1996.
Машков Б. Н. Психология управления. СПб, 2002.
Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
Милованов Ю.Е. Лидер и вождь: опыт типологии. — Ростов-н/Д., 1992.
Морозов А. Б. Деловая психология: Учебник. - СПб., 2002.
Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник. — СПб., 2002.
Нартова-Вочевар С. Психология личности и межличностных отношений. - М„ 2001.
Немов Р. С. Психологический словарь. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. I. Общие основы психологии. - М., 2014.
Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб., 1996.
Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. - Спб.: Издательство Питер, 1999.
Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. - СПб., 1997.
Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. — СПб., 1993.
Обозов Н. Н. Совместимость и сработанность людей. — СПб., 2000.
Островский, Э.В. Психология управления: Учеб.пособие / Э. В. Островский. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Панасюк А. Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. — М., 2002.
Полукаров, В. Л. Психология менеджмента [Текст] / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин - 2-е изд.; стер. - М.: КНОРУС.
Почепцов Г. Г. Имиджелогия. - М., 2002.
Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А В. Брушлинского, М. М. Воловиковой. — М., 2002.
Психология личности: Хрестоматия/Подред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1999.
Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2002.
Психология управления: Конспект лекций / Касьяник П.М. сост. - СПб: Сова, 2007. - (Университетская библиотека)
Психология управления: Хрестоматия / Райгородский Д. Я., ред.-сост. - Самара: ИД "Бахрах-М", 2006. - 166-00.
Психология. Словарь/ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - М.: Политиздат, 1990.
Психология: Учебник / Под ред. В, Н. Дружинина. - СПб., 2010.
Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. В 2-х тт. – Самара, 1999.
Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб.пособие. -М.:ИНФРА-М, 2002.
Рогов Е. И. Психология общения. — М., 2001.
Розанова, В. А. Психология управления: учеб. пособие / В. А. Розанова. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2008.
Розанова, В. А. Психология управления: учеб. пособие / В. А. Розанова. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
Скотт Дж. Конфликты: Пути их преодоления. - Киев, 1991.
Смирнов Э.А. Теория организации - М.: ИНФРА-М, 2000.
Соловьев А.И. Психология власти: противоречия переходных процессов // Власть многоликая.— М., 1992.
Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под ред. М. И. Марьина, Е. А. Мешалкина – М.: ЦОКП МВД России, 2001.
Станки М. И. Психология управления. М., 2002.
Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д. Психология менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Юнити, 2011.
Травин, В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Издательство «Дело», 2000.
Тренев Н. Н. Управление конфликтами. - М., 2001.
Управление конфликтами в организации [Текст]. - 2011. - (Справочник по управлению персоналом)
Управление персоналом для современных руководителей / Е.А. Борисова. -СПб.: Питер, 2003.
Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. - М., 1998.
Урбанович А. А. Психология управления. — Минск, 2001.
Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие / А. А. Урбанович. - Мн.: Харвест, 2 Шейн, Э. Организационная культура лидерства / Э. Шейн. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2008.
Уткин Э. А. Конфликт: Теория и практика. - М., 1998.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - М., 2002.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: Психологические игры и упражнения. - СПб., 2002.
Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Политические исследования, 1991.
Хутаева, К.А. Конфликта Ген. Конфликты в организации = Электронный ресурс: учебный видеокейс / К. А. Хутаева. - СПб.: Решение, 2007. - (Психология управления).
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. — СПб., 1999.
Цветаев В.М. Управление персоналом. - Спб: Питер, 2001.
Чушков А. Н. Управление конфликтами. - М., 1995.
Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2005.
Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. - М.: ГроссМедиа, 2005.
Шейнов В. И. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996.
Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: Учебник. — М., 2002.
ГЛОССАРИЙ
Психологии управления – наука, изучающая психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организации, то есть психологические особенности управленческих отношений.
Управление — это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Менеджмент — совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.
Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью их изучения;
Эксперимент – метод, основанный на активном вмешательстве исследователя в деятельность испытуемого;
Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом;
Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов;
Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения;
Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам ее биографии;
Контент-анализ - метод изучения деятельности людей по документальным источникам.
Ролевые и деловые игры – методы, являющиеся составными частями психологического тренинга, в котором правила игры, раскладка ролей, поведение конкретных участников игры оказывают серьезное воздействие на испытуемых, их психические состояния, речь, трансформируют их поведение.
Метод социометрии – метод, направленный на изучение положения человека в группе, а также на механизмы взаимодействия людей в данных социальных группах.
Личность – системное свойство, обусловленное тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразуется сам.
Профессиограмма – совокупность профессионально-значимых качеств личности.
Деятельность – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на его преобразование и удовлетворение собственных потребностей.
Психологические особенности деятельности руководителя – это такие особенности, которые предъявляют определенные требования к личности руководителя и оказывают влияние на данную личность
Потребность – это состояние индивида, создаваемое нуждой, которую он испытывает и выступающее источником его активности.
Мотивы – это побуждения человека к достижению конкретной цели. Мотивы также называют опредмеченными потребностями, средствами к достижению цели.
Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей и подчиненные общему мотивы.
Операции = совокупность различных действий человека.
Цель – это идеальное представление о результате деятельности. Эффективность любой деятельности во многом зависит от знаний, умений и навыков человека.
Знания – это информация об окружающем мире (например, знание законов природы, общества и др.).
Умения – это способность человека применять знания на практике.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма.
Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, несущий общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры).
Адаптация – приспособление индивидных и личностных качеств к жизни и деятельности человека к изменяющимся условиям существования.
Профессиональная адаптация – это процесс, выражающийся в усвоении человеком возложенных на него функций на базе имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков и дальнейшем совершенствовании их в процессе работы, а также активном приспособлении к конкретным условиям и организации труда.
Профессиональная деформация личности руководителя представляет собой рассогласование, нарушение в структуре его личности отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий профессиональной деятельности.
Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие одних социальных субъектов на другие с помощью различных сил, средств и способов.
Лидерство – это такая форма власти, в которой преобладает влияние лидера. Лидерство отличается от власти тем, что оно влечет за собой влияние, то есть изменение предпочтений, тогда как власть означает только, что предпочтения субъектов удерживаются в «состоянии ожидания».
Руководство — частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчинёнными, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путём воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.
Стиль руководства – это совокупность приемов и способов воздействия на подчиненных с целью решения профессиональных задач
Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексом воздействий – внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Стимулирование – это система внешних воздействий, направленных на повышение или сохранение высокой мотивации сотрудников
Группа – ограниченная в размере общность людей, выделенная из социального целого на основании на основании определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, уровня развития и т.д.).
Группа большая – количественно не ограниченная условная общность людей, выделенная на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности).
Группа малая – относительно небольшое количество непосредственно контактируемых индивидов, объединенных общими целями или задачами. Особенностью, отличающей малые группы от сложных и больших является ее относительная «структурная простота» (наличие лидера, распределение ролей, общая цель и т.д.).
Группа официальная (формальная ) – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью.
Группа неофициальная (неофициальная) – реальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы, симпатий или прагматической пользы.
Группа референтная (значимая) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтной группе противопоставляется группа членства (не значимая группа).
Диффузная группа – общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников, отсутствует общая цель.
Ассоциация – общность, в которой появляется общая цель, но отсутствует взаимодействие между ее членами, обусловленное этой целью.
Корпорация – общность, в которой есть организатор (лидер), который, как правило, осуществляет жесткий стиль руководства, имеет место общая цель, распределение ролей. Корпорации также отличаются закрытость от других социальных групп.
Коллектив – общность, объединенная общими целями и задачами людей, которой характерны: высокая сплоченность, коллективистское самоопределение, социально ценный характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность членов группы по отношению друг к другу, учет интересов личности и ее самореализация.
Социально-психологический климат (СПК) определялся как совокупность качеств и состояний, выражающих самочувствие каждого члена коллектива, степень удовлетворения своих потребностей и преобладание групповых настроений и других социально-психологических особенностей группы, в которых обнаруживается атмосфера, способствующая или препятствующая эффективности производственной деятельности.
Корпоративная (организационная) культура — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися людьми.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть в обмене не только знаниями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Рефлексия - социально-психологический механизм, определяющий оценку собственных действий глазами других людей.
Идентификация -социально-психологический механизм, определяющий способность поставить себя на место другого человека.
Эмпатия – сочувствие, сопереживание.
Конфликт – это столкновение целей, взглядов, интересов, стремлений, желаний, мировоззрения.
Внутриличностныйконфликт – конфликт, представляющий собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.
Межличностный конфликт – конфликт, проявляющийся как столкновение интересов, целей, взглядов, установок между отдельными
Вертикальный конфликт – конфликт, предполагающий распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия участников конфликта.
Горизонтальный конфликт – конфликт, предполагающий взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов.
Открытый конфликт – конфликт, характеризующийся явно выраженным столкновением оппонентов.
Скрытый конфликт – конфликт, при котором отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия.
Конструктивный конфликт – конфликт, для которого характерны разногласия, затрагивающие принцип цельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.
Деструктивный конфликт – конфликт, приводящий к негативным, часто разрушительным действиям, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.
Дезорганизация - это такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами.
Напряженность -форма управленческого конфликта характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.
Конфронтация - форма управленческого конфликта, характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства.
Разрешение конфликта – совокупность приемов и способов, направленных на его устранение.
Управление конфликтом – это выбор наиболее подходящих, эффективных способов (стратегий) поведения в конфликтных ситуациях.
Соперничество – модель поведения в конфликте, при которой, стороны стремятся удовлетворить только собственные интересы.
Сотрудничество – модель поведения в конфликте, при которой стороны максимально удовлетворяют свои интересы.
Приспособление – модель поведения в конфликте, при которой одна из сторон уступает, игнорирует удовлетворение собственных интересов.
Избегание – модель поведения в конфликте, при которой ни одна из сторон своих интересов не достигает, происходит уход от конфликта.
Компромисс -модель поведения в конфликте, при которой стороны частично удовлетворяют свои интересы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Тема 1. Введение в курс «Психология управления
Тема 2. Психология личности и деятельности руководителя
Тема 3. Власть и лидерство как социально-психологические феномены
Тема 4. Мотивация трудовой деятельности
Тема 5. Психология групп и коллективов и их учет в управленческой деятельности
Тема 6. Общение в управленческой деятельности
Тема 7. Психология конфликта в организации
Глоссарий
Учебное издание