Тема 7. Психология конфликта в организации

Конфликт – это столкновение целей, взглядов, интересов, стремлений, желаний, мировоззрения.

В психологии управления выделяют следующие виды конфликтов:

· внутриличностный;

· межличностный;

· между личностью и группой;

· межгрупповой;

· конструктивный;

· деструктивный, скрытый;

· открытый;

· вертикальный;

· горизонтальный и др.

Конфликтимеет как объективные, так и субъективные причины.

Большинство людей воспринимают конфликт как негативное явление, которое следует избегать любыми способами, однако конфликты не всегда вредны

Конфликт потенциально несет в себе множество положительных функций. Именно поэтому ученые и практики все реже говорят о разрешении конфликтов и все чаще используют выражение «управление конфликтом».

Управление конфликтом – это возможность в конфликтных ситуациях выбирать наиболее эффективные способы поведения.

Среди способов поведения в конфликтных ситуациях чаще всего выделяются: соперничество, сотрудничество, приспособление, избегание и компромисс.

Задание 1. Проанализируйте классификацию конфликтов по С. Н. Емельянову.С какими видами конфликтов сталкивается руководитель? Какими причинами они обусловлены?

Классификация конфликтов (по С. Н. Емельянову)

Признак классификации Виды конфликтов
1. По сферам проявления Производственно-экономические Идеологические Социально-психологические Семейно-бытовые
2. По масштабам, длительности и напряженности   Общие и локальные Бурные быстротекущие, кратковременные Острые длительные, затяжные Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие  
3. По субъектам конфликтного взаимодействия   Внутриличностные Межличностные Межличностно-групповые Межгрупповые  
4. По предмету конфликта   Реальные (предметные) Нереальные (беспредметные)  
5. По источникам и причинам возникновения   Объективные и субъективные Организационные Эмоциональные и социально-трудовые Деловые и личностные  
6. По коммуникативной направленности   Горизонтальные Вертикальные Смешанные  
7. По социальным последствиям Позитивные и негативные Конструктивные и деструктивные Созидательные и разрушительные  
8. По формам и степени столкновения Открытые и скрытые Спонтанные, инициативные и спровоцированные Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные  
9. По способам и масштабам урегулирования   Антагонистические и компромиссные Полностью или частично разрешаемые Приводящие к согласию и сотрудничеству  

 Задание 2.   Определите, какую стратегию поведения в конфликтной ситуации (по К. Томасу) иллюстрируют следующие пословицы и афоризмы:

Способы: соперничество, сотрудничество, приспособление, избегание и компромисс.

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Рука руку моет.

3. Ум хорошо, а два лучше.

4. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

5. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

6. Кто спорит – ни гроша не стоит.

7. Кто не уступает – тот вступает в бегство.

8. Ласковый теленок двух маток сосет, а бодливому и одна не дается.

9. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

10. Вынеси заботы на свет и держи с другим совет.

В каких ситуациях управленческой деятельности могут использоваться эти способы?

Задание 3.   Диагностика способов поведения в конфликте при помощи теста К. Томаса – Р. Килмена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: