Студент должен:
Знать:
Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников.
Характеристика темпов, масштабов, характера и социально-экономических последствий приватизации в России.
Оценка итогов развития РФ в 1990-е годы.
Уметь:
Систематизировать и раскрывать основные направления реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века.
Характеризовать ключевые события политической истории современной России в XXI веке.
Проводить обзор текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны.
Учебная цель:
Изучение этапов и особенностей процесса формирования российской государственности в 1990-е годы XX века.
Формирование навыков работы с дополнительными источниками информации, мнениями политологов, аналитическими материалами.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
Учебно-методическая литература:
|
|
Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н.
Задание 1: Сравните деятельность двух Президентов РФ – Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. В чем проявляются общие и различные черты управления страной? (5б)
Деятельность Президентов РФ – Б.Н. Ельцина и В.В. Путина | |||
Общие черты управления | Отличительные черты управления | ||
Задание 2: Путь, пройденный страной за годы правления В.В. Путина, можно кратко описать выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию. Определите основные направления внутренней и внешней политики Президента В.В. Путина. Выделите проблематичные вопросы. (2б)
2000-й: «Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти. Это лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для других сложных задач».
2001-й: «Сегодня уже можно сказать: период «расползания» государственности позади. Дезинтеграция государства остановлена. 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе, а теперь всем надо учиться работать эффективно».
«Я убежден: эффективность государства определяется не столько объёмом контролируемой им собственности, сколько действенностью политических, правовых и административных механизмов соблюдения общественных интересов в стране. Вот об этом я и говорил в разделе о налоговой реформе…».
«Стратегической задачей прошлого года было укрепление государства. Государства – в лице всех его институтов и всех уровней власти. Было очевидно: без решения этой ключевой проблемы нам не достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере».
|
|
«Будущее наших отношений напрямую зависит от того, насколько точно соблюдаются основополагающие принципы и нормы международного права, в первую очередь в вопросах неприменения силы и угрозы силы. Наша позиция ясна: единственной организацией, правомочной санкционировать применение силы в международных отношениях, является Совет Безопасности ООН».
2002-й: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из неё. Воспитывать здесь своих детей. Строить здесь свой дом».
«Наши цели неизменны – демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное – повышение уровня жизни нашего народа».
«Мы строим со всеми государствами мира – хочу это подчеркнуть - со всеми государствами мира – конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция – за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в борьбе, этой борьбе, России надо быть сильной и конкурентоспособной.
Подчеркну, что российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов – военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ».
2003-й: «За трехлетний период мы не только основательно разобрали завалы проблем – а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, - но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас нужно сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия –подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это – качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться».
2006-й: «В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом её научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия… Да, мы знаем: такой наша промышленность, наша экономика строилась еще в советские времена. Но знать это – абсолютно недостаточно. Необходимо принять конкретные меры для того, чтобы ситуацию изменить… Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологических сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение. Должна стать крупным экспортёром интеллектуальных услуг. Разумеется, мы рассчитываем на рост предпринимательской инициативы во всех секторах экономики. И будем создавать для этого необходимые условия. Но мощный рынок в вышеназванных, традиционно сильных для страны областях – это наш шанс использовать их как локомотив развития. Это – реальная возможность изменить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда».
Основные направления внутренней политики | Основные направления внешней политики |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Проблематичные вопросы | 1. 2. 3. |
Задание 3: Ознакомьтесь с оценками политологом России в период президентства В.В. Путина. С чем вы согласны или не согласны в этих характеристиках? Почему? (3б)
|
|
«В обеих палатах парламента сложилось пропрезидентское большинство, которое гарантирует быстрое прохождение законопроектов, поставляемых Правительством и кремлёвской администрацией. Четче и оперативное действует вертикаль исполнительной власти… С весны 2001 года начался второй этап – серия институциональных преобразований в экономике, правовой и социальной сферах: налоговая, бюджетная, судебная, пенсионная реформы, новое трудовое законодательство, реформирование ЖКХ и естественных монополий и др. первые результаты этих преобразований, по большинству оценок, также выглядят обнадёживающее. С осени 2001 года в действиях администрации Путина появились признаки третьей волны перемен. Наиболее очевидный из этих признаков – попытка выстроить новые отношения со странами Запада. Заметна также активность Кремля по сотрудничеству с лояльными корпоративными организациями бизнеса и некоммерческими гражданскими объединениями».
Из интервью политолога И.М. Бунина // Общая газета, 10-16 января 2002 г.
«Путин эволюционирует. Правда, более всего это заметно по его поведению на международной сцене – он приобретает дипломатический лоск, раскованность, становится «реактивным». Напротив, во внутренней политике всё ещё видны неуверенность и подозрительность – отсюда стремление опереться только на знакомые фигуры. Явно не любит лобовой политики, открытых конфликтов. В поведении – любопытное сочетание неопределённости и однозначности, схематизма. Хорошо освоил манеру апеллирования ко всем сразу – удачная выборная тактика… Тот факт, что Путин сумел «построить» элиту, говорит о том, что у него формируется инстинкт власти. А власть учит твердости. Поведение после 11 сентября показало, что он вполне способен на правильную интуитивную реакцию и четкость выбора».
Из интервью социолога Л.Ф. Шевцовой // Общая газета, 1-16 января 2002 г.
«Свою политическую философию В. Путин сформулировал на шестом году президентства. …
|
|
Генеральная метафизическая основа политической философии Путина, следующая: Россия была, есть и будет крупнейшей европейской нацией.
Россия (русские) – одна из древнейших наций Европы, имеющая тысячелетнюю историю государственности…. Молодая (новая) российская демократия является продолжением российской государственности, а не её крахом.
От советской системы по собственному выбору и желанию Россия перешла к новому этапу своего развития – строительству одновременно демократического, свободного (суверенного) и справедливого общества и государства.
Суверенная (и справедливая) демократия России – вот лингвистическая и сущностная формула политической философии Путина.
Из статьи В Третьякова «Суверенная демократия» // «Российская газета», 28 апреля 2005 г.
Я согласен с мнением политологов | Я не согласен с мнением политологов |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Так как, … | Так как, … |
Литература
Основные источники:
1. Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 448с.
2. Артемов В.В. История Отечества: с древнейших времен до наших дней: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 360 с.
Дополнительные источники:
3.Бабаев Г.А. История России. Конспект лекций / Г.А. Бабаев, В.В. Иванушкина, Н.О. Трифонова. – М.: Эксмо, 2008. – 192 с.
4.Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России: учеб. пособие / В.В. Баталина. – М.: Издательство «Окей-книга», 2009. – 176 с.
5.Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России: конец ХVII – ХIХ в.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Буганов, П.Н, Зырянов; Под ред. А. Н. Сахарова – 5-е изд. – М..: «Просвещение», 2003. – 304 с.
6.Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн / сост. Т.В. Шепелева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 70 с.
7. Гуц А.К. Многовариантная история России. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; СПб.: ООО «Изд-во ПОЛИГОТ», 2001. – 384 с.
8. Джеймс п., Тор П. Древние изобретения / Пер с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 768 с.: ил.
9. Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 224 с.
10. Драхлер А.Б. Кроссворды по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2005. – 176 с.
11. История в таблицах. 5 – 11 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. А.Т. Степанищев, Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.
12. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И, Павленко. – М.: Высш. шк., 2003. – 560 с.
13. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: Работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 127 с.
14. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. -.4-е изд., испр. и доп.- М: «Эксмо», 2009. – 320 с.
15. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учебник для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: просвещение, 1998. – 384 с.
16. Мировая (всеобщая) история. Школьный справочник / Составители С.А. Бабаркин, М.А. Буланакова, Н.В. Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил.
17. Настольная книга учителя истории. 5 – 11 классы / авт.-сост. М.Н. Чернова. – м.: Эксмо, 2006. – 624 с.
18. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитрина О.В. Всеобщая история. Справочник студента. – м.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма изд-во АСТ» 2000. – 640 с.
19. Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 496 с.
20. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, И.Л. Андреева; Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.
21. Павленко Н.И. История России. XVIII – XIX века: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская; Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Дрофа, 2002. – 384 с.
22. Ривина Е.К. Государственная символика России. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
23. Сахаров А.Н, История России с древнейших времен до конца XVII в.: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; Под ред. А.Н. Сахарова. – м.: Просвещение, 2002. – 272 с.
24. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с., ил.
25. Трещёткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008. – 80 с.
26. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10 – 11 классы: элективный курс / сост. Е.Н. Сорокина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 169 с.
27. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX в.: Пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – м.: Дрофа, 1998. – 400 с.
28. Элективный курс «История религий, свободомыслия и атеизма» для 10 – 11-х классов общеобразовательных учреждений / сост. Э.Ш. Согомонова. – М.: Глобус, 2007. – 124 с.
Интернет-ресурсы
1. SISYPHOS - путеводитель по египтологическим ресурсам в интернете. – (Режим доступа:HTTP://VIFA.UB.UNI-HEIDELBERG.DE/SISYPHOS/SERVLET/DE.IZSOZ.DBCLEAR.QUERY.BROWSE.BROWSEFACETTE/DOMAIN=EGYPT/LANG=DE/STOCK=EGYPT,EGYPTJOURNAL?SUBJECTEGYPTOLOGY).
2. Античное искусство. – (Режим доступа: HTTP://WWW.ANTICA.LT/).
3. Антология Древнерусской литературы - историко-литературный сайт. – (Режим доступа: old-rus.narod.ru).
4. Археология. Ру. – (Режим доступа: HTTP://WWW.ARCHAEOLOGY.RU/).
5. Библиотека Мксима Мшкова. – (Ржим доступа: HTTP://LIB.RU/HISTORY/).
6. Википедия. – (Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F).
7. Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада. – (Режим доступа: HTTP://WWW.VOSTLIT.INFO/COMMON/ABOUT.PHTML?ID=658).
8. Всемирная история в лицах. – (Режим доступа: HTTP://RULERS.NAROD.RU/).
9. Всемирная история. – (Режим доступа: HTTP://WWW.WORLD-HISTORY.RU/).
10. Генеалогия русских князей, краткие биографии, хронологические таблицы, карты. – (Режим доступа: http://www.lants.tellur.ru/history/
11. Геродот. История (в 9 книгах). – (Режим доступаhttp://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/index.shtml).
12. Гесинхрония - атлас всемирной истории. – (Режим доступа:HTTP://WWW.OSTU.RU/PERSONAL/NIKOLAEV/).
13. Династия Романовых. – (Режим доступа: bibliotekar.ru).
14. Древний мир. – (Режим доступа: http://ancient.gerodot.ru/).
15. Древняя Русь – Россия. – (Режим доступа: bibliotekar.ru).
16. Заметки на полях. История России. – (Режим доступа: http://his95.narod.ru/).
17. Интернет-портал по истории и генеалогии. – (Режим доступа: http://www.family-history.ru/).
18. Инфолоция. Полезные ссылки. – (Режим доступа: http://www.booksite.ru/links/nauka/istoria.htm).
19. Историческая литература. – (Режим доступа: http://www.netbook.perm.ru/history.html).
20. Исторические источники на русском языке в Интернете (Коллекция ссылок Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). – (Режим доступа:http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm).
21. Исторические источники на русском языке в Интернете. – (Режим доступаhttp://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm).
22. История в историях. – (Режим доступа: http://wordweb.ru/).
23. История ветеринарии. – (Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/441/15475.php).
24. История Древнего Рима. – (Режим доступа: http://ancientrome.ru/).
25. История древнего Рима. – (Режим доступа: http://ancientrome.ru/).
26. История изобразительного искусства. – (Режим доступа: http://www.arthistory.ru/).
27. История России. Обществознание: Учебно-методический комплект для школы. – (Режим доступа:http://history.standart.edu.ru)
28. История. России. Мультимедиа-учебник. – (Режим доступа: http://www.history.ru/).
29. История. Ру. – (Режим доступа: HTTP://WWW.ISTORYA.RU/).
30. История: статьи, загадки истории, даты и события, карты, исторические личности, археология, историки. – (Режим доступа: http://history.rin.ru/).
31. Карты, энциклопедия, новости, статьи по всемирной истории. – (Режим доступа: http://historic.ru/).
32. Коллекция. Исторические документы. – (Режим доступа: HTTP://HISTORYDOC.EDU.RU/).
33. Лабиринт времен: исторический веб-альманах.- (Режим доступа:http://www.hist.ru).
34. Материалы к уроку. Сайт «Я иду на урок истории». – (Режим доступа:http://his.1september.ru/urok/).
35. Материалы русской истории. – (Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/).
36. Мир истории: статьи по истории. – (Режим доступа: http://www.historia.ru/).
37. Мультимедиа-учебник по истории России. – (Режим доступа: http://www.history.ru/hist.htm).
38. Научные статьи по истории России и зарубежных стран в электронном виде. – (Режим доступа:http://www.hist.ru).
39. Новые книги по истории. Разделы библиотеки по истории. Всемирная история. – (Режим доступа: http://historik.ru/).
40. Новый Геродот. Общеисторический форум. – (Режим доступа: HTTP://GERODOT.RU/
41. Образовательные ресурсы Интернета - История: учебники, пособия, литература. – (Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/hist3.htm).
42. Полезные ссылки по истории. – (Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8).
43. Портал «Археология России». – (Режим доступа: http://www.archeologia.ru).
44. Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал. – (Режим доступа:http://www.pish.ru)
45. Преподавание истории в школе: научно-методический и теоретический журнал.- (Режим доступа: http://www.pish.ru).
46. Проект «Хронос» - всемирная история в Интернете. – (Режим доступа: hrono.ru vgd.ru.).
47. Рефераты по истории. – (Режим доступа: http://www.istorik.ru/).
48. Российская империя: альбомы, карты, открытки, знаки различия военнослужащих, исторический архив, православный календарь, хронология событий. – (Режим доступа:http://www.rusempire.ru/).
49. Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». – (Режим доступа:http://www.istrodina.com ).
50. Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». – (Режим доступа:http://www.istrodina.com).
51. Россия Великая. – (Режим доступа: http://russia.rin.ru).
52. Россия Великая. Собрание познавательных статей об истории. – (Режим доступа: http://russia.rin.ru).
53. Рубрикон. – (Режим доступа: HTTP://WWW.RUBRICON.COM/QE.ASP?QTYPE=7&ID=0&SRUBR=3835).
54. Сайт Евдокимова Евгения «История великой Руси». – (Режим доступа: http://clarino2.narod.ru/).
55. Сайт Егорова К. Образование Киевской Руси - авторская версия. Несколько глав по теме Происхождение и Расселение Славян. Карты. – (Режим доступа: oldru.narod.ru).
56. Сайт учителя истории и обществознания. Полезные ссылки по история. – (Режим доступа:http://gomari.ucoz.ru/load/poleznye_ssylki_po_istorii/1-1-0-6).
57. Сервер восточноевропейской археологии. – Режим доступа:HTTP://ARCHAEOLOGY.KIEV.UA/).
58. Статьи по всемирной истории. – (Режим доступа: http://www.world-history.ru/).
59. Тоже город. – (Режим доступа: http://tgorod.ru).
60. Тюркско-татарский мир: история татар с древнейших времен в 7 томах. – (Режим доступа:http://www.tataroved.ru/publication/histat).
61. Утерянная Империя. – (Режим доступа: http://lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=23&Itemid=9).
62. Хронос. - (Режим доступа: http://www.hrono.ru/).
63. Хронос. Всемирная история в Интернете. – (Режим доступа: http://www.hrono.ru/index.php).
64. Хронос. Всемирная история в Интернете: исторические источники, генеалогические таблицы, этнонимы, религии мира, статьи, карты. – (Режим доступа: http://www.hrono.ru/).
65. Хронос. Хронологические таблицы по истории России и зарубежным странам. – (Режим доступа:http://www.hrono.ru/).
66. Электронная газета «История». – (Режим доступа: http://his.1september.ru/index.php).