Вопросы для самоконтроля

1. Дыхательный центр.

2. В каких отделах ЦНС имеет представительство дыхательный центр?

3. В каком отделе ЦНС расположен основной центр дыхания, какими нейронами он представлен?

4. Какова роль промежуточного мозга и коры больших полушарий в регуляции дыхания?

5. Что происходит при раздражении инспираторного отдела дыхательного центра, какие нейроны дыхательного центра при этом возбуждаются?

6. Что происходит при раздражении экспираторного отдела дыхательного центра, какие нейроны при этом тормозятся?

7. Что понимается под автоматией дыхательного центра, кем она была доказана?

8. Что представляет собой и что доказывает опыт Фредерика с перекрестным кровообращением?

9. В каком отделе ЦНС находятся мотонейроны, аксоны которых иннервируют межреберные мышцы?

10. В каком отделе ЦНС находятся мотонейроны, аксоны которых иннервируют диафрагму?

11. Куда посылает свои импульсы центр вдоха продолговатого мозга?

12. Как можно доказать роль коры больших полушарий в регуляции дыхания?

13. Каковы механизмы регуляции дыхания?

14. Основные гуморальные регуляторы дыхания.

15. Где расположены центральные и периферические сосудистые хеморецепторы?

16. Что такое гипоксия, гипероксия, гипокапния, гиперкапния?

17. Как гипоксия и гипероксия влияют на каротидные и аортальные хеморецепторы?

18. Как влияют гипо- и гиперкапния на хеморецепторы сосудистых рефлексогенных зон?

19. Почему нельзя дышать чистым кислородом?

20. Одинакова ли чувствительность дыхательного центра к угольной кислоте и другим кислотам?

21. Рефлекторная дуга рефлекса Геринга-Брейера.

22. Где расположены ирритантные рецепторы, какова их роль?

23. Где расположены J-рецепторы, что является их основным раздражителем?

24. В составе какого нерва проходят афферентные волокна, несущие импульсы от механорецепторов легких в дыхательный центр?

25. Что такое высотная болезнь? При каких условиях она возникает?

26. Кессонная болезнь. При каких условиях возникает кессонная болезнь? Лечение кессонной болезни.

27. Какими факторами обусловлена адаптация к кислородному голоданию в условиях высокогорья?

28. Виды гипоксии.

29. Что такое мышечная гипоксия, при каких условиях она возникает?

30. Какой вид гипоксии возникает при высотной болезни?

31. Механизм вентиляции легких при мышечной работе.

32. Механизм дыхания при повышении температуры тела.

33. Функциональная    система, поддерживающая гомеостаз газового состава крови.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. ВНЕЗАПНОЕ ПОВЫШЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

1) вызовет прекращение дыхания

2) приведет к снижению частоты дыхания

3) вызовет учащение дыхания

4) не повлияет на дыхание

2. ВЕДУЩИЙ ОТДЕЛ ДЫХАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ЛОКАЛИЗОВАН В

1) варолиевом мосте

2) продолговатом мозге

3) таламусе

4) гипоталамусе

3. ДЫХАНИЕ ОТЧАСТИ ПОДДАЕТСЯ ПРОИЗВОЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ. СТИМУЛОМ, ОГРАНИЧИВАЮЩИМ ПРОИЗВОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, ЯВЛЯЕТСЯ

1) уровень О2 крови

2) стимуляция блуждающего нерва

3) уровень СО2 крови

4) растяжение диафрагмы

4. РЕФЛЕКСЫ ГЕРИНГА-БРЕЙЕРА ВЫЗЫВАЮТСЯ СТИМУЛЯЦИЕЙ

1) механорецепторов легких

2) аортальных хеморецепторов

3) каротидных хеморецепторов

4) центральных хеморецепторов

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ У ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ

1) степени выраженности гипоксии

2) глубины дыхания

3) частоты дыхания

4) глубины и частоты дыхания

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. У пловца после двухминутного плавания под водой произошло увеличение частоты и глубины дыхания.

1. Определить, как изменится минутный объем дыхания (МОД) у пловца сразу после прекращения плавания?

2. Объяснить механизм изменения МОД у пловца с позиции регуляции дыхания.

Задача № 2. Во врачебной реанимационной практике для улучшения кислородного обеспечения тканей организма человека используют для дыхания газовую смесь, состоящую из 96% кислорода и 4% углекислого газа.

1. Указать, с какой целью используют смесь с высоким содержанием кислорода?

2. Обосновать целесообразность добавления в смесь углекислого газа с позиции регуляции дыхания.

Задача № 3. «Поверхностное дыхание» (произвольное увеличение частоты дыхания без увеличения его глубины), является эффективным приемом снижения заложенности носовых ходов при насморке.

1. Объянить, почему при таком дыхании уменьшается отек слизистой верхних дыхательных путей?

2. Указать, чем объясняется невозможность осуществления «поверхностного дыхания» в течение длительного времени?

Задача № 4. Под влиянием анестезирующих средств (наркоз) могут иметь место нарушения проходимости дыхательных путей. При анестезии слизистой ротовой полости увеличивается опасность аспирации (попадания в дыхательные пути) слюны.

Объяснить эту опасную ситуацию.

Задача № 5. При восхождении в горах у альпинистов может развиться «горная болезнь»: одышка, головная боль, головокружение, галлюцинации. Местные жители высокогорья не страдают ею.

Объяснить механизм развития симптомов «горной болезни» и компенсаторные механизмы, формирующиеся у жителей высокогорья.

ЗАНЯТИЕ № 3

Итоговое занятие по разделу

«Физиология дыхательной системы»

 

Учебно-исследовательская цель занятия: контроль знаний по разделу «Физиология дыхательной системы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: