Вопросы для самоподготовки

1. Рефлекторная саморегуляция дыхания: организация дыхательного центра и роль его отделов в регуляции дыхания. Автоматия дыхательного центра.

2. Механизм смены дыхательных фаз (роль проприо- и механорецепторов дыхательной мускулатуры, легких, бронхов, хеморецепторов рефлексогенных зон).

3. Рефлекторные влияния на бульбарный центр дыхания со стороны высших отделов мозга (гипоталамуса, коры больших полушарий; произвольная и условно-рефлекторная регуляция дыхания).

4. Гуморальный механизм регуляции дыхания (роль угольной кислоты, СО2, О2, рН).

5. Дыхание в условиях пониженного и повышенного барометрического давления и при изменении состава газовой смеси.

6. Дыхание в условиях мышечной работы.

7. Понятие о гипоксии. Виды гипоксий.

8. Функциональная система, поддерживающая газовый гомеостаз. Анализ ее центральных и периферических компонентов.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Регуляция дыхания», «Транспорт газов кровью».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Рефлекторное торможение дыхания

Необходимо: испытуемый, секундомер, вата, нашатырный спирт, холодная вода.

Учебно-исследовательская цель работы: наблюдать в опытах рефлексы торможения дыхания.

Ход работы

В естественных условиях ритмическая активность дыхательного центра обеспечивается поступлением соответствующих афферентных импульсов. Экспериментальная проверка этого факта легко достигается очень наглядным опытом с раздражением волокон тройничного и языкоглоточного нервов.

1. Сосчитать у испытуемого число дыхательных движений в минуту. При вторичном подсчете на 30-й секунде поднести к носу испытуемого вату, смоченную нашатырным спиртом. Продолжая счет дыхательных движений, установить, как изменилась их частота. Объяснить, почему это произошло, зная, что соответствующий рефлекс осуществляется через тройничный нерв.

2. Попросить испытуемого взять в рот глоток воды. После этого сосчитать у него число дыхательных движений в минуту. Затем во время вторичного подсчета попросить испытуемого проглотить воду, взятую в рот. Продолжать счет дыхательных движений. Если вода будет проглочена в фазу вдоха, произойдет задержка дыхания. Этот рефлекс вызывается раздражением волокон языкоглоточного нерва.

3. Сосчитать у испытуемого число дыхательных движений в минуту. Во время вторичного подсчета опустить руку испытуемого в сосуд с холодной водой и продолжать учет частоты дыхания. Зарегистрировать результаты подсчета до и после действия холодной воды.

4. Составить таблицу изменения частоты дыхательных движений под влиянием раздражений, вызывающих торможение дыхательных рефлексов (табл. 24).

Таблица 24

Показатель Нашатырный спирт Глотание теплой воды Глотание холодной воды
Число дыхательных движений в минуту      

 

РАБОТА № 2

Зависимость частоты дыхания от возраста и физической нагрузки

Необходимо: испытуемый, секундомер (или часы с секундной стрелкой).

Учебно-исследовательская цель работы: пронаблюдать изменение частоты дыхания в зависимости от возраста и при мышечной работе.

Ход работы

1. Сосчитать у испытуемых число дыхательных движений в минуту. Частота дыхательных движений зависит от возраста. Новорожденные производят в среднем 45 дыхательных движений в минуту, дети пяти лет – 25 движений, 10 лет – 20 движений, 15 лет – 17 движений. Взрослые производят в среднем 15–18 дыхательных движений в минуту.

2. Предложить испытуемым в течение 2–3 мин сделать приседания или бег на месте. После этого подсчитывать число дыхательных движений через каждую минуту до полного восстановления дыхания до нормы. Частота дыхательных движений зависит от функционального состояния организма. При мышечной работе частота дыхательных движений повышается, вследствие чего увеличивается легочная вентиляция, повышается потребление кислорода организмом.

3. В таблице зарегистрировать каждого испытуемого с указанием его возраста. Записать частоту дыхания каждого испытуемого перед выполнением ими физической нагрузки. Установить влияние работы на частоту дыхания и сделать выводы (табл. 25).

 

Таблица 26

Ф.И.О. Возраст Число дыхательных движений в минуту в покое Число дыхательных движений в минуту при физической нагрузке до полного успокоения дыхания
       
       
       

 

РАБОТА № 3

Функциональные дыхательные пробы

Необходимо: испытуемый, спирограф, секундомер.

Учебно-исследовательская цель работы: изучить функциональные методы исследования дыхательной системы.

Ход работы

Методы функционального исследования системы внешнего дыхания имеют большое значение в комплексном обследовании больных, страдающих заболеваниями легких и бронхов. Все эти методы не позволяют диагностировать заболевание, которое привело к дыхательной недостаточности, однако дают возможность выявить ее наличие нередко задолго до появления первых клинических симптомов, установить характер и степень выраженности этой недостаточности, проследить динамику изменений функции аппарата внешнего дыхания в процессе развития болезни и под влиянием лечения. В целях диагностики целесообразно различать три типа нарушений вентиляции – стриктивный, обструктивный и смешанный.

Рестриктивный тип нарушения вентиляции наблюдается при ограничении способности легких к растяжению и спадению: при пневмосклерозе, пневмотораксе, кифосколиозе, ограничении подвижности ребер. При этих состояниях в первую очередь наблюдается ограничение глубины максимально возможного вдоха, уменьшаются ЖЕЛ и МВЛ. Обструктивный тип характеризуется затруднением прохождения воздуха по бронхам (бронхит, накопление слизи, спазм бронхиальных мышц, сужение и сдавливание опухолью).

При спирографическом исследовании определяются выраженные снижения МВЛ и ЖЕЛ, при незначительном снижении ЖЕЛ нарушаются возможности быстрого вдоха и особенно выдоха, резкого учащения дыхания.

Пробы с задержкой дыхания. В силу доступности и простоты пробы с задержкой дыхания широко используются в клинической практике. Эти пробы применяются для оценки функционального состояния аппарата внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы и ЦНС.

Проба Штанге. На высоте глубокого (но не максимального) вдоха испытуемый задерживает дыхание, зажав при этом нос. Время задержки измеряется секундомером. В норме время задержки – 55–60 с (минимальное время – 30–40 с).

Проба Генче. Через 5–10 мин отдыха испытуемый задерживает дыхание после глубокого или нормального выдоха. В норме время задержки дыхания на выдохе равно 30–40 с, минимальное время – 20 с.

Индекс Тиффно. Объем форсированного выдоха (ОФВ, тест Тиффно) - объем воздуха, удаляемого из легких при форсированном выдохе за одну секунду, служит хорошим показателем обструктивных нарушений, определяется следующим образом: Испытуемый делает максимально глубокий вдох и задерживает на некоторое время дыхание и после этого совершает максимально глубокий и быстрый выдох в спирограф. При этом записывают спирограмму. Обычно используют относительное значение этого объема, выраженное в % от ЖЕЛ.

Индекс Тиффно = ОФВ / ЖЕЛ × 100,

 

например, ОФВ = 3 л, ЖЕЛ = 4 л; 3/4 × 100 = 75%

У лиц в возрасте до 50 лет со здоровыми легкими относительный ОФВ равен 70-80% от ЖЕЛ. С возрастом он снижается до 65-70%. При обструктивных нарушениях выдох удлиняется, а ОФВ снижается.

 

РАБОТА № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: