Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия)

Необходимо: испытуемый, серии растворов сахара, хлористого натрия, соляной кислоты, солянокислого хинина в концентрациях: 0,001%, 0,01%, 0,1%, 1%.

Учебно-исследовательская цель работы: определение порогов вкусовой чувствительности методом капельных раздражений.

Ход работы

1. Исследуемому на язык, согласно топографии вкусовых полей (сладкое вещество – на кончик, соленое и кислое – на боковые поверхности, горькое – на корень языка), наносят пипеткой каплю раствора. Нанесение производят через 10–15 секунд, начиная с минимальных концентраций и увеличивая до распознания вкуса вещества.

2. Рот ополаскивают водой и через 1–2 минуты можно определять вкусовую чувствительность к другому веществу. Минимальная концентрация раздражителя, которая ощущается исследуемым, считается порогом соответствующей вкусовой чувствительности.

3. Сравнить пороги чувствительности к различным вкусовым раздражителям.

РАБОТА № 4

Определение кислотности желудочного сока

Необходимо: бюретка на 25 мл, маленькая воронка, химический стаканчик, натуральный желудочный сок, 0,1 H раствор щелочи, 0,5%-ный спиртовый раствор метилового оранжевого (диметиламидоазобензола), 1%-ный спиртовый раствор фенолфталеина.

Учебно-исследовательская цель работы: познакомиться с методикой определения кислотности желудочного сока по методу Михаэлиса, определить свободную и общую кислотность исследуемого желудочного сока.

Ход работы

Соляная кислота находится в свободном и связанном состояниях. Общая кислотность соответствует свободной соляной кислоте, органическим кислотам и кислореагирующим солям. Одним из методов определения кислотности желудка является титрационный метод, впервые предложенный Михаэлисом.

Кислотность желудочного сока принято выражать количеством мл 0,1 H раствора едкого натрия, необходимого для нейтрализации 100 мл желудочного сока.

Общая кислотность в состоянии человека натощак не превышает 8–12 мл 0,1 H раствора щелочи, то есть 8–12 титрационных единиц.

После пробного завтрака Боаса-Эвальда (50 г черствого хлеба и 400 мл теплого несладкого чая) свободная соляная кислотность составляет в норме 20–40 титрационных единиц, общая кислотность – 40–60 титрационных единиц.

1. Подготовить бюретку к работе: заполнить натуральным желудочным соком, вторую – 0,1% H раствором щелочи.

2. В химический стакан налить из бюретки 5 мл желудочного сока и прибавить 1–2 капли 0,5%-ного спиртового раствора диметиламидоазобензола (метилового оранжевого). Последний в присутствии свободной соляной кислоты окрашивает сок в красный цвет. Титровать желудочный сок щелочью следует до оранжево-красного цвета желудочного сока, не исчезающего в течение 1 минуты. Отметить количество мл щелочи, израсходованной на нейтрализацию свободной соляной кислоты.

3. Затем в этот же желудочный сок добавить 1–2 капли 1%-ного спиртового раствора фенолфталеина и титровать его 0,1 H раствором едкого натрия до появления малинового окрашивания, не исчезающего в течение одной минуты. Фенолфталеин в щелочной среде дает фуксин-красную окраску. Отметить количество раствора едкого натрия, которое пошло на второе титрование.

4. Вычислить свободную соляную кислоту и общую кислотность в расчете на 100 мл желудочного сока. Например, на титрование свободной соляной кислоты в 5 мл сока израсходовано 1,5 мл раствора щелочи, тогда на 100 мл – в 20 раз больше, то есть 30 мл. На титрование всех кислот, включая и свободную соляную кислоту, в 5 мл желудочного сока пошло 2,5 мл едкого натра, тогда на 100 мл пошло бы 50 мл, что и составляет величину общей кислотности.

5. Вычислить содержание свободной кислоты (в грамм-процентах), зная, что 1 мл 0,1 H раствора едкого натра нейтрализует 1 мл 0,1 H раствора соляной кислоты или 0,00365 г соляной кислоты.

6. В отчете записать полученные данные по общей, свободной и связанной кислотности; зарисовать и провести анализ часовых кривых желудочного сокоотделения на хлеб, мясо и молоко.

РАБОТА № 5

Виртуальный физиологический эксперимент. Роль химических и физических процессов в пищеварении

Необходимо: персональный компьютер, программа LuPraFi-Sim (раздел «Физиология пищеварительной системы»).

Учебно-исследовательская цель работы: изучить субстратную специфичность амилазы слюны и влияние рН на действие пепсина.

Ход работы

1. Роль амилазы в переваривании крахмала.

2. Оценка роли слюны в переваривании целлюлозы.

3. Переваривание белка пепсином.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: