Пневмограммы детей, особенно новорожденных и грудного возраста, отличаются большой вариабельностью амплитуды. На фазе вдоха часто видны дополнительные волны добавочных вдохов. Ритм дыхания относительно правильный только в состоянии сна и при сосредоточенном внимании ребенка, при полном торможении его двигательной деятельности. Во время обычного бодрствования на кривой видны задержки дыхания, так называемое периодическое дыхание (апноэ).
Состав вдыхаемого и альвеолярного воздуха у детей разного возраста
У детей до года вследствие поверхностного дыхания вентиляция легких менее эффективна, чем у взрослых, т. к. большая часть дыхательного объема состоит из мертвого пространства (табл. 28).
Таблица 28
Состав вдыхаемого и альвеолярного воздуха у детей
разного возраста
Возраст | Альвеолярный воздух | Вдыхаемый воздух | ||
% СО2 | % О2 | % СО2 | % О2 | |
1 месяц | 2,8 | 17,8 | 2,0 | 18.4 |
1 год | 3,0 | 17,2 | 2,4 | 18,0 |
3 года | 3.6 | 16.8 | 2,8 | 17,9 |
10 лет | 4.2 | 16,1 | 3.1 | 17,4 |
14 лет | 4.9 | 15.5 | 3,5 | 17,1 |
Взрослые | 5,5 | 14,2 | 4,9 | 16,3 |
Содержание карбоангидразы в крови детей
|
|
У новорожденных угольная ангидраза (карбоангидраза – КА) в крови отсутствует и появляется к 5–7 дню после рождения. Это затрудняет переход у детейСО2 в бикарбонаты, что приводит к низкому щелочному резерву крови и, как следствие, более низкому рН (7,13–7,23).
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ,
ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
ЗАНЯТИЕ № 1
Пищеварение в полости рта и желудка
Учебно-исследовательская цель занятия:
1. Сформировать представление о пищеварительной системе как функциональной системе организма, ее структуре и принципах взаимодействия ее элементов между собой и с другими функциональными системами.
2. Познакомиться с особенностями пищеварения в ротовой полости, пищеводе, желудке.
Вопросы для самоподготовки.
1. Понятие о пищеварении. Типы пищеварения. Функции пищеварительной системы.
2. Пищевой центр. Механизмы голода и насыщения.
3. Периодическая деятельность ЖКТ.
4. Пищеварение и питательный гомеостаз.
5. Методы изучения пищеварительных функций.
6. Пищеварение в полости рта. Механическая и химическая обработка пищи. Жевание, его особенность в связи с видом пищи. Регуляция жевания.
7. Слюноотделение. Количество и состав слюны. Ее значение в пищеварении. Регуляция слюноотделения. Детские особенности.
8. Глотание и его фазы. Транспортная функция пищевода.
9. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Методы изучения секреторной функции желудка у животных и человека.
10. Регуляция желудочной секреции, фазы и механизмы отделения желудочного сока. Приспособительный характер желудочной секреции к видам пищи и пищевым рационам. Детские особенности.
|
|
11. Виды сокращений желудка. Нейрогуморальная регуляция моторики желудка.
12. Эвакуация пищи из желудка в 12-перстную кишку.
ДЕМОНСТРАЦИИ
Учебные видеофильмы: «Методы изучения деятельности пищеварительных желез», «Аппетит и его регуляция», «Методы операций на ЖКТ», «Слюна и слизь человека».
Электронный учебник «Пищеварение»: функциональная система пищеварения, пищеварение в ротовой полости, физиология желудка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
РАБОТА № 1
Исследование отделения слюны и рН при действии различных раздражителей
Необходимо: испытуемый, градуированные пробирки, индикаторная бумага, шприц емкостью 10 мл, растворы сахара, лимонной кислоты, вода.
Учебно-исследовательская цель работы: изучить особенности слюноотделения у человека на некоторые химические раздражители.
Ход работы
1. Определить величину слюноотделения в состоянии физиологического покоя, для чего в течение трех минут слюна собирается в пробирку.
2. В отдельную пробирку в течение 3 минут собирается слюна при действии раздражителя (объем раздражителя, вводимого в полость рта, – 1 мл). В качестве раздражителей используются: 5%-й раствор глюкозы, раствор лимонного сока.
3. С помощью бумажного индикатора в каждой пробирке определяется рН слюны.
4. Полученные во время исследования результаты записать в таблицу 29.
5. Привести определенные объемы слюноотделения и рН. Указать причины разных объемов слюноотделения.
Таблица 29
Условия получения слюны | Время сбора слюны | Количество слюны в мл | рН слюны |
Спонтанное исходное слюноотделение | |||
Слюноотделение при орошении полости рта лимонной кислотой | |||
Слюноотделение при ополаскивании полости рта раствором сахара | |||
Слюноотделение при введении в полость рта воды |
РАБОТА № 2
Исследование амилолитической активности слюны в состоянии голода и сенсорного насыщения
Необходимо: испытуемый, кусок накрахмаленной ткани (величиной с ладонь), чашка Петри, деревянные палочки с намотанными кусочками ваты, два штатива для пробирок, 16 пробирок, два шприца вместимостью 2 мл, дистиллированная вода, 0,1% раствор крахмала, термостат, 0,1% раствор йода.
Учебно-исследовательская цель работы: убедиться в амилолитической активности слюны при разных физиологических состояниях.
Ход работы
1. Смочите вату слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленной ткани, зажмите ткань между ладонями на 2–3 минуты, затем опустите ее в слабый раствор йода и пронаблюдайте за окраской.
2. В отчете объясните различную окраску накрахмаленной ткани, сравните амилолитическую активность слюны у сытого и голодного испытуемых. Объясните наблюдаемые различия и их механизмы.
3. Приготовьте два штатива для пробирок по восемь штук в каждом и поместите в них по 1 мл воды.
4. В 1-ю пробирку первого штатива добавьте 1 мл разведенной в 10 раз слюны испытуемого в состоянии голода (не менее 4 ч после последнего приема пищи). Содержимое перемешайте. Наберите 1 мл жидкости из 1-й пробирки и перенесите во 2-ю пробирку. Содержимое перемешайте и 1 мл перенесите в следующую пробирку и далее до 8-й пробирки. Из 8-й пробирки отобрать и вылить 1 мл жидкости.
5. После этого во все пробирки внесите по 2 мл 0,1% раствора крахмала и поставьте на 30 мин в термостат. Затем добавьте по одной капле 0,1% раствора йода и перемешайте. При реакции с йодом жидкость в пробирках окрашивается в желтый, розовый и фиолетовый цвета, что соответствует полному или частичному гидролизу крахмала, а также его отсутствию. Отметьте номер последней пробирки с желтой окраской, где гидролиз крахмала прошел полностью. Результаты занесите в таблицу 30.
|
|
6. Те же операции повторите со слюной, полученной в состоянии сенсорного насыщения (сразу после приема пищи), в восьми пробирках второго штатива. Для оценки активности альфа-амилазы используйте знаки (+) – активность слюны – и (–) – ее неактивное состояние.
7. Полученные результаты внесите в тетрадь протоколов опытов и заполните таблицу амилолитической активности слюны человека в состоянии голода и сенсорного насыщения.
Таблица 30
Пробирка № | Разведение слюны | Слюна в состоянии | |||
голода | сенсорного насыщения | ||||
окраска | активность | окраска | активность | ||
1 | 1:20 | ||||
2 | 1:40 | ||||
3 | 1:80 | ||||
4 | 1:160 | ||||
5 | 1:320 | ||||
6 | 1:640 | ||||
7 | 1:1280 | ||||
8 | 1:2560 |
РАБОТА № 3