Особенности пневмограммы у новорожденных и грудного ребенка

Пневмограммы детей, особенно новорожденных и грудного возраста, отличаются большой вариабельностью амплитуды. На фазе вдоха часто видны дополнительные волны добавочных вдохов. Ритм дыхания относительно правильный только в состоянии сна и при сосредоточенном внимании ребенка, при полном торможении его двигательной деятельности. Во время обычного бодрствования на кривой видны задержки дыхания, так называемое периодическое дыхание (апноэ).

Состав вдыхаемого и альвеолярного воздуха у детей разного возраста

У детей до года вследствие поверхностного дыхания вентиляция легких менее эффективна, чем у взрослых, т. к. большая часть дыхательного объема состоит из мертвого пространства (табл. 28).

 

 

Таблица 28

Состав вдыхаемого и альвеолярного воздуха у детей

разного возраста

Возраст

Альвеолярный воздух

Вдыхаемый

воздух

% СО2 % О2 % СО2 % О2
1 месяц 2,8 17,8 2,0 18.4
1 год 3,0 17,2 2,4 18,0
3 года 3.6 16.8 2,8 17,9
10 лет 4.2 16,1 3.1 17,4
14 лет 4.9 15.5 3,5 17,1
Взрослые 5,5 14,2 4,9 16,3

Содержание карбоангидразы в крови детей

У новорожденных угольная ангидраза (карбоангидраза – КА) в крови отсутствует и появляется к 5–7 дню после рождения. Это затрудняет переход у детейСО2 в бикарбонаты, что приводит к низкому щелочному резерву крови и, как следствие, более низкому рН (7,13–7,23).



ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ,

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

 

ЗАНЯТИЕ № 1

Пищеварение в полости рта и желудка

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Сформировать представление о пищеварительной системе как функциональной системе организма, ее структуре и принципах взаимодействия ее элементов между собой и с другими функциональными системами.

2. Познакомиться с особенностями пищеварения в ротовой полости, пищеводе, желудке.

Вопросы для самоподготовки.

1. Понятие о пищеварении. Типы пищеварения. Функции пищеварительной системы.

2. Пищевой центр. Механизмы голода и насыщения.

3. Периодическая деятельность ЖКТ.

4. Пищеварение и питательный гомеостаз.

5. Методы изучения пищеварительных функций.

6. Пищеварение в полости рта. Механическая и химическая обработка пищи. Жевание, его особенность в связи с видом пищи. Регуляция жевания.

7. Слюноотделение. Количество и состав слюны. Ее значение в пищеварении. Регуляция слюноотделения. Детские особенности.

8. Глотание и его фазы. Транспортная функция пищевода.

9. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Методы изучения секреторной функции желудка у животных и человека.

10. Регуляция желудочной секреции, фазы и механизмы отделения желудочного сока. Приспособительный характер желудочной секреции к видам пищи и пищевым рационам. Детские особенности.

11. Виды сокращений желудка. Нейрогуморальная регуляция моторики желудка.

12. Эвакуация пищи из желудка в 12-перстную кишку.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Методы изучения деятельности пищеварительных желез», «Аппетит и его регуляция», «Методы операций на ЖКТ», «Слюна и слизь человека».

Электронный учебник «Пищеварение»: функциональная система пищеварения, пищеварение в ротовой полости, физиология желудка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Исследование отделения слюны и рН при действии различных раздражителей

Необходимо: испытуемый, градуированные пробирки, индикаторная бумага, шприц емкостью 10 мл, растворы сахара, лимонной кислоты, вода.

Учебно-исследовательская цель работы: изучить особенности слюноотделения у человека на некоторые химические раздражители.

Ход работы

1. Определить величину слюноотделения в состоянии физиологического покоя, для чего в течение трех минут слюна собирается в пробирку.

2. В отдельную пробирку в течение 3 минут собирается слюна при действии раздражителя (объем раздражителя, вводимого в полость рта, – 1 мл). В качестве раздражителей используются: 5%-й раствор глюкозы, раствор лимонного сока.

3.  С помощью бумажного индикатора в каждой пробирке определяется рН слюны.

4. Полученные во время исследования результаты записать в таблицу 29.

5. Привести определенные объемы слюноотделения и рН. Указать причины разных объемов слюноотделения.

Таблица 29

Условия получения слюны Время сбора слюны Количество слюны в мл рН слюны
Спонтанное исходное слюноотделение      
Слюноотделение при орошении полости рта лимонной кислотой      
Слюноотделение при ополаскивании полости рта раствором сахара      
Слюноотделение при введении в полость рта воды      

 

РАБОТА № 2

Исследование амилолитической активности слюны в состоянии голода и сенсорного насыщения

Необходимо: испытуемый, кусок накрахмаленной ткани (величиной с ладонь), чашка Петри, деревянные палочки с намотанными кусочками ваты, два штатива для пробирок, 16 пробирок, два шприца вместимостью 2 мл, дистиллированная вода, 0,1% раствор крахмала, термостат, 0,1% раствор йода.

Учебно-исследовательская цель работы: убедиться в амилолитической активности слюны при разных физиологических состояниях.

Ход работы

1. Смочите вату слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленной ткани, зажмите ткань между ладонями на 2–3 минуты, затем опустите ее в слабый раствор йода и пронаблюдайте за окраской.

2. В отчете объясните различную окраску накрахмаленной ткани, сравните амилолитическую активность слюны у сытого и голодного испытуемых. Объясните наблюдаемые различия и их механизмы.

3. Приготовьте два штатива для пробирок по восемь штук в каждом и поместите в них по 1 мл воды.

4. В 1-ю пробирку первого штатива добавьте 1 мл разведенной в 10 раз слюны испытуемого в состоянии голода (не менее 4 ч после последнего приема пищи). Содержимое перемешайте. Наберите 1 мл жидкости из 1-й пробирки и перенесите во 2-ю пробирку. Содержимое перемешайте и 1 мл перенесите в следующую пробирку и далее до 8-й пробирки. Из 8-й пробирки отобрать и вылить 1 мл жидкости.

5. После этого во все пробирки внесите по 2 мл 0,1% раствора крахмала и поставьте на 30 мин в термостат. Затем добавьте по одной капле 0,1% раствора йода и перемешайте. При реакции с йодом жидкость в пробирках окрашивается в желтый, розовый и фиолетовый цвета, что соответствует полному или частичному гидролизу крахмала, а также его отсутствию. Отметьте номер последней пробирки с желтой окраской, где гидролиз крахмала прошел полностью. Результаты занесите в таблицу 30.

6. Те же операции повторите со слюной, полученной в состоянии сенсорного насыщения (сразу после приема пищи), в восьми пробирках второго штатива. Для оценки активности альфа-амилазы используйте знаки (+) – активность слюны – и (–) – ее неактивное состояние.

7. Полученные результаты внесите в тетрадь протоколов опытов и заполните таблицу амилолитической активности слюны человека в состоянии голода и сенсорного насыщения.

Таблица 30

Пробирка

Разведение слюны

Слюна в состоянии

голода

сенсорного

насыщения

окраска активность окраска активность
1 1:20        
2 1:40        
3 1:80        
4 1:160        
5 1:320        
6 1:640        
7 1:1280        
8 1:2560        

 

РАБОТА № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: