Дополнительная литература

Методическиерекомндации для подготовки к практическим занятиям для студентов ОДО

Психология Ч1.

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование,

Семестр

КАДАНКОВА Н.Н.,

 Воюшина Е.А.

 

Практическое занятие № 1

 

ТЕМА:        Введение в психологию. Методы психологического исследования

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

I. Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии (заполнить табл. 1-2).

II. Общая характеристика психологического исследования:

a) методологические принципы психологического исследования (понятие, характеристика)

b) основные этапы исследования, методы психологического исследования (Б.Г. Ананьев). (Заполнить табл.3)

III. Эмпирические методы  психологического исследования (заполнить табл.4)

a) наблюдение как метод психологического исследования; основные требования к организации наблюдения;

b) эксперимент, виды эксперимента;

c) метод тестов;

d) социометрия

e) опрос, основная характеристика различных видов опроса;

f) моделирование.

 

ЗАДАНИЯ: 1. Установить взаимосвязь психологии с другими науками

Таблица 1

Психология Другие науки Основные точки соприкосновения Идея, заимствованная для развития психологического знания
Например биология Человек -биологический вид идея эволюционного учения Ч.Дарвина

Таблица 2

Охарактеризуйте основные отрасли психологии (не менее 7-8 отраслей)

Название отрасли Краткая характеристика предмета изучения Задачи отрасли
Общая психология    
Социальная психология    
     
     

1. Составить схему этапов психологического исследования (Табл.3)

Название этапа исследования характеристика этапа Методы исследования Характеристика метода

 

2. Заполнить таблицу 4 для всех эмпирических методов:

 Название метода (дать понятие)  Основная характеристика метода (свойства, виды) Достоинства метода Недостатки метода

3. Дать определение следующим понятиям (с указанием источника): психологическое исследование, методология исследования, метод, гипотеза, наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анкетирование, интервьюирования, моделирование, проективный метод, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографический метод, генетический метод, лонгитюд, сравнительный, комплексный метод, метод срезов.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.-с.24-39.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С.12 -36.

3. Общая психология: В 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. – М., Академия, 2005, с. 59-85.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 110-117;125-126.

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М, 2001, с.33-36, 39-40, 51-55, 74-75,80-81.

3. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения / Под ред. М.Б. Михалевской – М., 1985.

 


Практическое занятие № 2

                                                                                              


ТЕМА:    Проблема психического в отечественной психологии. Теория деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Ч1.

I. Психики как основной предмет в отечественной психологии: понятие, функции, этапы (стадии) развития психики, формы психического отражения. Сравнительная характеристика  психики животных и человека. (Групповое поведение, «язык животных», использование орудий).

II. Предпосылки возникновения сознания человека. Понятие «сознание». Сознание и речь.

III. Развитие психики в онтогенезе. Культурно –историческая концепция Л.С. Выготского. Понятие «натуральные» и «высшие» психические функции.

 

Ч.2 I.Проблема деятельности в отечественной психологии Теория деятельности А.Н. Леонтьева:

1.Сравнительный анализ деятельности человека и животных.

II. Структура деятельности (психофизиологический уровень, уровень операций, уровень действий, уровень деятельностей).

1..Мотивоционно-потребностная сфера (характеристика мотивов и потребностей)

2.Операционно-техническая сфера (характеристика действий и операций).

III. Внутренняя деятельность.

IV. Проблема формирования игровой и учебной деятельности у субъектов образовательного процесса.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика особенностей трудовой деятельности человека и животных».

Особенности трудовой  деятельности людей Филогенетические предпосылки развития труда животных Природные ограничения для трудовой деятельности животных
     

2. Выписать основные условия возникновения психики человека

3. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1).

4. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1).

5. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128),  с.162-189.

1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, с.23-65.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 19-52.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1981, с.18-24, 49-60, 219-249-261,261-263,277-284.

5. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных \\ Хрестоматия по     психологии под ред. А.В. Петровского., М., 1987, с.62-68.

6. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания человека. // Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001, с.377-384.

7. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1)

8. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1).

9.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М, 106-146, 156-164,167-169.

 

 


 

 

Практическое занятие №3

ТЕМА:      Мозг и психические процессы. Физиологические основы психики человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

I. Проблема соотношения психической деятельности и материальной основы (мозга).

Понятие и принципы функциональной организации человеческого мозга. Теория функциональных систем П.Анохина.

II. Мозг как сложная функциональная система: строение головного мозга (Основные отделы мозга и их психические функции)

 

Ш. Проблема локализации высших психических функций. Теория трех блоков мозга А.Р. Лурия:

· блок тонуса или энергетический блок;

· блок приема, переработки и хранения информации;

· блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

IV. Принцип латерализации (асимметрии) в работе больших полушарий.

V. Особенности правополушарных и левополушарных типов: в деятельности и обучении.

VI. Профиль латеральной организации головного мозга. Виды профилей и основные характеристики.

ЗАДАНИЯ:

I. Законспектировать:

1. Е.П. Ильин. Дифференциальная психофизиология СПБ. -2001. – с.273-277; 279- 293.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под.ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 –с.47-56.

3. М.М. Безруких. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екат. -2003. - с.20-30.

 

Проанализировав предложенную литературу и заполни таблицы:

1.Строение головного мозга

Отдел г.м. строение положение функции
       

 

2. Теория трех блоков (А.Р. Лурия)

Отдел (блок) строение функция нарушения
       

 

3. Межполушарная асимметрия

Название полушария Реализуемые психические функции нарушения
Правое полушарие    
Левое полушарие    

 

4. Составить психологический портрет ученика с правополушарным типом и левополушарным типом.

II. Дать определение понятиям:

Межполушарная асимметрия, ЦНС, периферическая н.с., рефлекс, функциональная локализация ВПФ, симпатическая н.с., парасимпатическая н.с., ассоциативные сенсорные, моторные зоны, синапсы, рефлекторная дуга, латерализация, лимбическая система, ретикуляторная формация, теория трех блоков.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 25-70.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 18-23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: