ТЕМА: Психология личности в обшей и социальной психологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие «личность» в психологии. Многообразие подходов к определению личности. Специфика понятия личности в социальной психологии;

 

2. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

 

3. Основные подходы к исследованию личности. Типология современных теорий личности:

· Структурная теория черт личности Р. Кеттела

· Психоаналитическая теория личности З.Фрейда;

· Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

· Феноменологический подход А. Маслоу, К. Роджерса.

· Понятие личности в отечественной психологии:

Понятие «Личность» в концепции С.Л. Рубинштейна: направленность, установки, потребности, интересы, идеалы. Понимание личности в исследованиях А.Н. Леонтьева.

 

4. Социально-психологические особенности социализации личности:

· Понятие, факторы и механизмы социализации;

· Стадии и институты процесса социализации с точки зрения различных авторов;

 

5. Методы изучения личности.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Выписать не менее 5 разных понятий «Личность», дать сравнительный анализ.

2. выписать определения понятий: личность, индивид, индивидуальность, человек, структура личности, направленность личности, установки, потребности, интересы, идеалы, социализация, институт социализации

3. Сравнить понимание личности в социальной психологии, социологии и общей психологии;

4. Рассмотреть виды социализации, критерии успешности прохождения социализации;

5. Охарактеризовать старший школьный возраст как стадию социализации с точки зрения различных авторов (ист. №1 доп);

6. Привести пример реализации социальной установки в поведении.

7. Заполнить таблицу

Автор, название теории

 

Понятие личности в рамках данного подхода

Источник активности Sb (объяснительный принцип)

 

Угол зрения на личность: структура личности

(описать структуру, если она есть), или динамику (стадии развития).

Возрастной диапазон развития личности

Структура Динамика развития личности  
Психодинамическая теория З.Фрейда          
Эпигенетическая теория Э.Эриксона          
Диспозициональное направление Г Олпорта          
Гуманистическая теория А. Маслоу К. Роджерса          
С.Л. Рубинштейн          
А.Н. Леонтьев          

 

  1. Заполнить таблицу
Этап социализации Краткая характеристика Институт социализации Агенты социализации Средства и механизмы социализации
         

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.470 – 503.

2. Немов Р.С. Психология. Т1. – М., 1995 – с. 284 – 302

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1989, т.2, с.103-122.

4. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 263-318.

5. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001.- С.57-87.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1975 – с. 159 – 234

7. Майерс Д. Социальная психология. – М., 1997. – С. 153 – 195.

8. Маслоу А Самоактуализация Психология личности. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М., 1982 – с.108-117Психологический словарь/ ред. Карпенко, Петровского – М.: Политиздат,    1985 – 431 с.

9. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М., 2003. - С.327-349.

10. Хьелл Л, Зиглер Д Теории личности С-П, 1997, с.с.20-35,112-127, с. 199-206, с.235, с. 273-280, с307-311. (ко 2 вопросу.

11. Шевандрин Н.И.. Социальная психология в образовании. – М., 1995. – с.185 – 238.


 


Практическое занятие № 8

ТЕМА: Индивидуально-типологические особенности личности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Понятие характера:

· биологические предпосылки и прижизненное формирование характера

· понятие акцентуации характера

· основные типологии акцентуаций характера (А.Е. Личко; К. Леонгард)

· психопатии

· характер и личность; темперамент и характер.

· Формирование характера в учебной деятельности

2.Понятие темперамента:

· типы темперамента;

· темперамент и тип высшей нервной деятельности (свойства темперамента);

· темперамент и стиль деятельности.

условия для эффективного обучения детей и студентов с различными типами темперамента

3.Понятие о способностях.

· механизмы формирования и развития способностей;

· способности, задатки и индивидуальные различия людей.

· талант

· формирование и учет способностей в учебной деятельности.

 

 

ЗАДАНИЯ:

1. Познакомится с литературой.

2. Заполнить таблицу:

Основные понятия Понятие Основные виды (классификация) Методы исследования
Темперамент      
Характер      
Способности      

3. Заполнить таблицу «Акцентуации характера»

Тип акцентуации Основные характеристики Сложности развития и поведения

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М, 1988, с.234-281.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 535-551, 553-562, 567 -581.

3. Психология // Под ред. Петровского 2001, М. С.401-460.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997, с.397-406.

5. Леонгард К Акцентуированные личности /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с. 360-367.

6. Мерлин В.С. «Отличительные признаки характера». /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с.172-179.

7. Небылицын В. Д. Темперамент. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,с. 352-360.

8. Павлов И.П. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности животных и человек.. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000, С. 160-163.

9. Теплов Б.М. Способности и одаренность. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,262-273.



Практическое занятие № 9

 

ТЕМА: Эмоционально-волевая сфера

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие эмоций и чувств в психологии;

· Основные теории эмоций

· Функции эмоций

· Виды эмоций

· Развития и регуляция эмоций в деятельности

2. Понятие о воле. Значение воли в организации активности человека (деятельности и общения). Функции воли.

· Характеристика ситуаций требующих волевой или произвольной регуляции

· Волевое действие и его особенности. Структура волевого действия. Виды волевых действий.

· Характерные черты волевого поведения. Развитие воли человека.

 

ЗАДАНИЯ:

 

1. Изучить литературу.

2. Выписать следующие понятия: эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация, воля, волевое усилие, борьба мотивов, импульсивные действия, сила воли, внешний локус контроля, внутренний локус контроля.

3. Выписать характерные черты волевого поведения из работы Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007. – С.373 -391,392 -414, 456 -468. или Немов Г.С. Психология. – М., 1992., т.1, с. 357-389.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.,2001, с.233-251.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: