ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Понятие «личность» в психологии. Многообразие подходов к определению личности. Специфика понятия личности в социальной психологии;
2. Взаимосвязь социального и биологического в личности.
3. Основные подходы к исследованию личности. Типология современных теорий личности:
· Структурная теория черт личности Р. Кеттела
· Психоаналитическая теория личности З.Фрейда;
· Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
· Феноменологический подход А. Маслоу, К. Роджерса.
· Понятие личности в отечественной психологии:
Понятие «Личность» в концепции С.Л. Рубинштейна: направленность, установки, потребности, интересы, идеалы. Понимание личности в исследованиях А.Н. Леонтьева.
4. Социально-психологические особенности социализации личности:
· Понятие, факторы и механизмы социализации;
· Стадии и институты процесса социализации с точки зрения различных авторов;
5. Методы изучения личности.
ЗАДАНИЯ:
1. Выписать не менее 5 разных понятий «Личность», дать сравнительный анализ.
|
|
2. выписать определения понятий: личность, индивид, индивидуальность, человек, структура личности, направленность личности, установки, потребности, интересы, идеалы, социализация, институт социализации
3. Сравнить понимание личности в социальной психологии, социологии и общей психологии;
4. Рассмотреть виды социализации, критерии успешности прохождения социализации;
5. Охарактеризовать старший школьный возраст как стадию социализации с точки зрения различных авторов (ист. №1 доп);
6. Привести пример реализации социальной установки в поведении.
7. Заполнить таблицу
Автор, название теории
| Понятие личности в рамках данного подхода | Источник активности Sb (объяснительный принцип) |
Угол зрения на личность: структура личности (описать структуру, если она есть), или динамику (стадии развития). | Возрастной диапазон развития личности | |
Структура | Динамика развития личности | ||||
Психодинамическая теория З.Фрейда | |||||
Эпигенетическая теория Э.Эриксона | |||||
Диспозициональное направление Г Олпорта | |||||
Гуманистическая теория А. Маслоу К. Роджерса | |||||
С.Л. Рубинштейн | |||||
А.Н. Леонтьев |
- Заполнить таблицу
Этап социализации | Краткая характеристика | Институт социализации | Агенты социализации | Средства и механизмы социализации |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.470 – 503.
2. Немов Р.С. Психология. Т1. – М., 1995 – с. 284 – 302
|
|
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1989, т.2, с.103-122.
4. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 263-318.
5. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001.- С.57-87.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1975 – с. 159 – 234
7. Майерс Д. Социальная психология. – М., 1997. – С. 153 – 195.
8. Маслоу А Самоактуализация Психология личности. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М., 1982 – с.108-117Психологический словарь/ ред. Карпенко, Петровского – М.: Политиздат, 1985 – 431 с.
9. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М., 2003. - С.327-349.
10. Хьелл Л, Зиглер Д Теории личности С-П, 1997, с.с.20-35,112-127, с. 199-206, с.235, с. 273-280, с307-311. (ко 2 вопросу.
11. Шевандрин Н.И.. Социальная психология в образовании. – М., 1995. – с.185 – 238.
Практическое занятие № 8
ТЕМА: Индивидуально-типологические особенности личности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1.Понятие характера:
· биологические предпосылки и прижизненное формирование характера
· понятие акцентуации характера
· основные типологии акцентуаций характера (А.Е. Личко; К. Леонгард)
· психопатии
· характер и личность; темперамент и характер.
· Формирование характера в учебной деятельности
2.Понятие темперамента:
· типы темперамента;
· темперамент и тип высшей нервной деятельности (свойства темперамента);
· темперамент и стиль деятельности.
условия для эффективного обучения детей и студентов с различными типами темперамента
3.Понятие о способностях.
· механизмы формирования и развития способностей;
· способности, задатки и индивидуальные различия людей.
· талант
· формирование и учет способностей в учебной деятельности.
ЗАДАНИЯ:
1. Познакомится с литературой.
2. Заполнить таблицу:
Основные понятия | Понятие | Основные виды (классификация) | Методы исследования |
Темперамент | |||
Характер | |||
Способности |
3. Заполнить таблицу «Акцентуации характера»
Тип акцентуации | Основные характеристики | Сложности развития и поведения |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М, 1988, с.234-281.
2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 535-551, 553-562, 567 -581.
3. Психология // Под ред. Петровского 2001, М. С.401-460.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997, с.397-406.
5. Леонгард К Акцентуированные личности /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с. 360-367.
6. Мерлин В.С. «Отличительные признаки характера». /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с.172-179.
7. Небылицын В. Д. Темперамент. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,с. 352-360.
8. Павлов И.П. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности животных и человек.. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000, С. 160-163.
9. Теплов Б.М. Способности и одаренность. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,262-273.
Практическое занятие № 9
ТЕМА: Эмоционально-волевая сфера
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Понятие эмоций и чувств в психологии;
· Основные теории эмоций
· Функции эмоций
· Виды эмоций
· Развития и регуляция эмоций в деятельности
2. Понятие о воле. Значение воли в организации активности человека (деятельности и общения). Функции воли.
· Характеристика ситуаций требующих волевой или произвольной регуляции
· Волевое действие и его особенности. Структура волевого действия. Виды волевых действий.
|
|
· Характерные черты волевого поведения. Развитие воли человека.
ЗАДАНИЯ:
1. Изучить литературу.
2. Выписать следующие понятия: эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация, воля, волевое усилие, борьба мотивов, импульсивные действия, сила воли, внешний локус контроля, внутренний локус контроля.
3. Выписать характерные черты волевого поведения из работы Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007. – С.373 -391,392 -414, 456 -468. или Немов Г.С. Психология. – М., 1992., т.1, с. 357-389.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.,2001, с.233-251.