Дополнительная литература

4.  Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995, с. 193-202, 162-168.

5. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 томах.- Т.2, _., 1989, с. 182-211.

 


 


Практическое занятие № 10

 

ТЕМА: Потребности и мотивация. Проблема мотивации в теории деятельности. Самосознание – как сознание самости

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Ч1.

1. Понятие о потребностях как об основе процессов мотивации. Эволюция потребностей.

2.  Понятие потребностей в отечественной психологии. Иерархия потребностей А.Маслоу.

3. Мотивы: понятие. Виды. Понятие мотивация.

4. Специфика мотивации человека. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивов. Мотивы и сознание.

Развитие мотивоционно-потребностной сферы человека.

Ч2.

 1 Понятие самосознание в отечественной психологии:

критерии самосознания; уровни развития самосознания.

2. Понятие Я-концепцци.

· значение Я-концепции для личности человека;

· оценочная и поведенческие составляющие Я-концепцц;

· внешний облик и Я-концепция.

3. Понятье самооценки. Ее роль в становлении личности. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки.

1. Формирование самосознания и самооценки человека в процессе деятельности: факторы и условия.

2. Защитные механизмы личности.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Изучить литературу по проблеме.

2. Составить словарь терминов по теме мотивация.

Теория, автор. Поянтие мотив, потребности (если есть различия) Виды мотивов (потребностей). Критерий для классификации Источник мотивации (биологические, социальные)
Психоаналитическая теория З. Фрейд      
Гуманистическая А, Маслоу      
Теория деятельности А.Н. Леонтьев      
Х. Хекхаузен      
       

3. из источников выписать и проанализировать понятия: самосознание, самопознание, самопринятие, самоотношение, самооценка, Я-концепция.

4. законспектировать Р. Бернс «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) с.30-47,61-64, 97-113.

5. Проанализируйте защитные механизмы по представлено в таблице схеме, продумайте и представьте способы преодоления психологической защиты.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.511-534.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 101-123,189-195, 201-206,. Или избранные психологические труды. - М., 1983. - Т2. – С. 153-165, 204-209, 211-215 (к вопросу 3)

3. Немов Г.С. Психология. - М., 1992. - Т.1. - С. 389-431 или Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2001. – С. 369-391.

4.  Общая психология // Под ред. Петровского, М.,1986, С. 215-229 или Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов на Дону 2001, С.226-230.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С. 57-80.

1. Маслоу А. Теория человеческой мотивации / / Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.238-258.

2. Бернс Р. «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс в читальном зале на Торцева 6.) С.30-47,61-64, 97-113.

 

Практическое занятие № 11

ТЕМА: Человек как субъект общения и межличностных отношений

 

ВОПРОСЫ

Ч1.

1. Понятия общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Основные виды общения. Основные функции общения. Специфика человеческой коммуникации (активность обмена информацией, влияние партнёров друг на друга, возможность коммуникации при сходной системе кодификации и декодификации):

  • Общение как обмен информацией. Невербальная сторона общения –коммуникативная.
  • Общение как межличностное взаимодействие –интерактивная сторона
  • Общение как понимание людьми друг друга –перцептивная сторона. Механизмы межличностной перцепции (идентификация рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция).

2. Барьеры общения.

 

Ч 2.

  1. Понятие конфликта, структура конфликта, функции, основные виды конфликтов (внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликты в группе)
  2. Этапы разрешения конфликтов, основные способы и приёмы, используемые для разрешения конфликтов. Особенности конфликтов в педагогической сфере.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Дать определение следующих понятий:

- Общение

- Взаимоотношения

- Рефлексия

- Каузальная атрибуция

- Аттракция

- Перцепция социальная

- Эмпатия

- Идентификация

1. Выписать из кн. Кан-Калик «Грамматика общения» основные функции и барьеры общения», с23-26.

2. Понаблюдать за одним человеком в течение недели, описать выявленные за это время наиболее характерные жесты.

3. Пронаблюдать за человеком в эмоционально значимых для него ситуациях. Описать, как жесты отражают его эмоции.

4. Дать анализ общения как одного из видов деятельности (схема строения деятельности см. семинар).

5. Познакомится с методом социометрического исследования: цель, возможности, технология.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – С. 87 – 111.

2. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001. – С.118-144.

3. Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М., 2003.

4. Социальная психология в современном мире: Уч.пос. /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2002.

Практическое занятие № 12

ТЕМА: «Психология малой группы»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие малой группы.

- Её основные характеристики.

- Виды малых групп.

- Эффективная деятельность в малой группе.

2. Коллектив как высшая форма развития группы;

3. Руководство и лидерство в группе. Стиль руководства и лидерства.

4. Образование малой группы (механизмы образования, условия вступления индивида в группу).

5. Этапы развития группы.

6. Социально-психологический климат и сплоченность как социально-психологические явления.

7. Феномен группового давления (понятие, каналы давления, величина давления). Эксперименты С.Аша. Влияние меньшинства.

 

ЗАДАНИЕ:

1. Опишите систему критериев и признаков эффективной групповой деятельности.

2. Дать определение следующим понятиям:

- Композиция группы;

- Динамические явления в группе;

- Эффективность групповой деятельности;

- Статус;

- Роль;

- Руководство;

- Лидерство;

- Составить социально – психологическую характеристику малой группы (на выбор).

1. Законспектировать статьи:

- Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. //Социальная     психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.,2000, стр. 211-221.

- Шутц У. Комплементарная функция лидера. // Современная западная соц. психология. Тексты. – М., 1984. стр.162-169.

3. Заполнить таблицу: Сравнительный анализ лидера и руководителя:

Характеристика   Лидер Руководитель
Природа    
Структура отношений и тип отношений    
Возникновение    
Право на санкции    
Характер воздействия    
Статус в группе, как приобретается    
Поле деятельности    

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 187-203, 235-249.

2. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001. – С.101-112.

3. Социальная психология /Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Дергача. – М., 2003.

4. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, Донцова. – М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – С.112-126.

2. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М., 2003.- С.229-241.

3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: