3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под.ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 –с.47-56.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.2., с. 246-262.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екат. -2003. - с.20-30.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология СПБ. -2001. – с.273-277; 279- 293.
7. Лурия А.Р. Мозг и психика//Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с. 83-92.
8. Краткий психологический словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. -1985.
9. Хрестоматия по нейропсихологии – М. -1999. – с. 63-69, 73-82.
Практическое занятие №4 -5
ТЕМА: Собственно познавательные процессы (Ощущения, восприятие, мышление)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1.Ощущения:
· роль (функции) ощущений в жизни человека и животных.
· понятие и виды ощущений. Строение анализатора;
· свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность).
· измерение и шкалирование ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, разностный, дифференциальный порог, субсенсорная область;
|
|
· адаптация органов чувств
· формирование ощущений в процессе игровой, учебной, профессиональной деятельности.
2.Восприятие:
- роль (функции) восприятия в жизни человека и животных.
· характеристика восприятия и его особенностей, свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность);
· восприятие как действие (развитие перцептивных действий);
· восприятие времени, пространства, движения, формы, величины;
· формирование восприятия (перцептивных действий) в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности.
·
3.Мышление:
- роль (функции) мышления в жизни человека и животных.
· психологическая природа мыслительного процесса (по Рубинштейну). Задача как объект мышления. Факторы, определяющие решение задач.
· виды мышления;
· мыслительные операции;
· теории мышления;
- формирование мышления в процессе игровой, учебной и профессиональной деятельности.
4 Речь.
- понятие. Функции речи. Речь и язык, сравнительный анализ понятий.
- виды речи;
- сравнительный анализ внешней и внутренней речи (функции, строение)
ЗАДАНИЯ:
Изучить литературу к семинару, выписать основные понятия по теме восприятие, ощущения, мышление.
2. Заполни таблицу: Сравнительная характеристика собственно познавательных процессов
Определение процесса | Функция (роль в жизнедеятельности человека) | Основные свойства (расшифровать, привести пример) | Виды процессов (дать определение каждого вида, привести пример) | Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения) |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
|
1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С.164-198, 200-207, 216-233,298 -331.
или Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 141-171.или Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, М., 1986, с247-291.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1989, с. 369-377
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Мышление и речь /Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В.- М., 1981, с.153-176.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. М., 1986, с. 175-191
3. Кравков Пороги ощущения и их измерение. //Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., 1999, С.242-250.
Практическое занятие №6
ТЕМА: Универсальные процессы (память, внимание, воображение).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Память
1.. Характеристика памяти как психического процесса:
· роль (функции) памяти в жизни человека и животных
· понятие и виды памяти;
· характеристика процессов памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание);
2. Основные принципы организации памяти: проблемы и подходы (теории памяти)
3. Память и деятельность (мотивация и запоминание, эффект Зейгарник, установки, исследования Зинченко и Смирнова)
· развитие и тренировка памяти, мнемотехники как средства развития памяти.
· Методы исследования памяти
Внимание
3. Общее представление о внимание в психологии:
- роль (функции) внимания в жизни человека и животных
· понятие и виды внимания;
· свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем)
· развитие внимания.
· методы исследования внимания.
4. Теории внимания:
Воображение
5.Понятие и специфика процессов воображения:
· роль (функции) воображения в жизни человека и животных
· виды воображения (продуктивное, репродуктивное, пассивное, активное). Специфика и взаимосвязь, видов воображения.
приемы создания образов воображения (техники). (4).
Методы развития воображения
ЗАДАНИЯ:
3. 1. Заполни таблицу: Сравнительная характеристика собственно универсальных процессов
Определение процесса | Функция (роль в жизнедеятельности человека) | Основные свойства (расшифровать, привести пример) | Виды процессов (дать определение каждого вида, привести пример) | Внести предложения по формированию, совершенствованию данного процесса (придумать упражнения) |
2. Подобрать и составить перечень приемов, облегчающих запоминание материала.
3. Продумать правила организации учебной деятельности (в том числе и гигиенические) которые позволят наиболее эффективно использовать возможности собственного внимания и памяти.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 247 -281 -283 -294, 354 -372.
2. или Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 171-182,184-207. или Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. Изд. 2, М., 1986, с. 231-247, с.291-322, 220-232.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, гл.5 //Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, М., 1976, с.232-239.
ДОПОЛНТТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. 1.Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. –М., 1881, с255-258.
5. Выготский Л.С., Лурия А.Р.: Память примитивного человека, культурное развитие специальных функций памяти //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.406-420.
6. Годфруа Ж. Что такое психология –М., 1992, с.435-442 (к 4 вопросу).
7. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.420-437.
8. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.465.-476.
|
|
9. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных действий //Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.437-453.
10. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание//Хрестоматия по психологии. Психология памяти. - М., 1998, с.4476-487.
Практическое занятие № 7