Образовательные технологии

№ занятия № раздела Тема занятия Виды образовательных технологий Кол-во часов
1.Религия и религиоведение Предмет и структура религиоведения

информационная лекция

2

1 Сущность и составные части религии
1 Религия как историко-культурный феномен. Функции религии
1 Классификации религий  
1 Теории происхождения религии
2.Первобытные формы религии Особенности первобытных форм религии

лекция–дискуссия

2

 

2 Миф как ранняя форма культуры. Мифы народов мира
2 Фетишизм. Тотемизм. Анимизм. Магия. Шаманизм
3.Национальные религии  Особенности этнических и региональных религий  

лекция-визуализация

2

 

3  Религии Древнего мира
3 Иудаизм: история, вероучение, культ.  
3 Индуизм – религия древней и современной Индии
3 Дуалистический характер зороастризма. Обычаи и верования.  
3 Конфуцианство в традиционной и современной культуре.
3 Синтоизм – традиционная национальная религия Японии.
3 Даосизм – национальная религия древнего и средневекового Китая.  
4.Мировые религии. Буддизм как мировая религия Особенности мировых религий

информационная лекция

2

  Личность основателя буддизма.
4 Буддийское вероучение и пантеон.
  Религиозный культ и религиозная организация буддизма.
4 Возникновение и распространение буддизма. Основные школы и направления.
4 Китайская и японская разновидности буддизма: чань-буддизм и дзэн-буддизм.
  Ламаизм. Ламаизм в России.
  Буддизм и культура.
5.Возникновение христианства Возникновение христианства. Религиозные истоки христианства

лекция

2

 

5 Распространение и организационное оформление христианства.  
5 Взгляд мифологической школы и исторической школы на личность Иисуса Христа. 
5 Понятие, структура, язык Библии
6. Эволюция христианства Особенности вероучения и церковной организации православия

проблемная лекция

2

5 Система культовых действий в православии.
5 Просмотр и обсуждение видеофильмов «Таинство крещения», «Таинство венчания».
6 Догматические и обрядово-культовые расхождения католической Церкви и православной Церкви.
6 Причины возникновения протестантизма.  
6 Основные идеи реформаторского движения в Германии, Швейцарии, Англии.  
7.Ислам как мировая религия Ислам: возникновение и распространение  

лекция

 

2

 

7 Деятельность пророка Мухаммада
7 Ислам как мировая религия. Основные положения вероучения.  
7 Священные книги мусульман. Коран и Сунна.
7 «Столпы» культовой практики ислама. Шариат.  
7 Особенности мусульманской религиозной организации. Основные направления в исламе. Ислам в России.
8.История и современное состояние религии в России Славянский языческий пантеон и ритуал. Историческая судьба язычества.  

лекция

2

 

8 Истоки христианства на Руси.
8 История православной церкви на Руси.
8 Современная религиозная ситуация в России.
9.Религия и современность. Новые религиозные движения Роль религии в современном обществе. Новые религиозные движения. Нетрадиционные религии: неохристианские, саентологические, неоязыческие, синтетические. лекция 2  

Самостоятельная работа студентов

Раздел дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоемкость
1. Религия и религиоведение 1. Определить предмет исследования новых наук, появившихся в религиоведении в XX веке (феноменология религии, география религии, политология религии, этнология религии, «феминистская теология» и составить таблицу. 2
2. Первобытные формы религии 1. Составить таблицу «Представления различных народов о сотворении мира». 2
3 Национальные религии 1. Составление кроссворда по теме «Индуизм». 2. Составление тестовых заданий по теме «Зороастризм». 3. Подготовка презентации по теме «Даосизм» 2
4. Мировые религии. Буддизм как мировая религия 1.Творческая работа по теме «Буддизм и культура». Составить рекомендации российским туристам, направляющимся в экскурсионные поездки в буддийские страны. 2
  Возникновение христианства 2. Читать Нагорную проповедь: Библия. Новый Завет (Мф.5:1-17; 6: 1-25; 7: 1-29). 2
  Эволюция христианства 1. Читать притчи Нового завета: о сеятеле (Мф.13:1-23),о заблудшей овце(Мф.18:10-20),о милосердном самарянине (Лк.10:25-37), о блудном сыне (Лк.15:11-32), о богатом и Лазаре (Лк.16:19-31) 2. Сообщение на тему «Православные таинства» 2
  Ислам как мировая религия 1. Конспект по темам «Ислам и женщина», «Ислам в России», «Ислам и культура», «Ислам и современность». 2
  История и современное состояние религии в России 1. Составить лекцию-презентацию по теме «Основные верования и культы древних славян» 2.Конспект-схема по темам «Истоки христианства на Руси», «Этапы становления Православной Церкви на Руси» 2
  Религия и современность. Новые религиозные движения Подготовка к коллоквиуму по теме «Новые религиозные движения» Подготовка к итоговому тесту. 2

Компетентностно-ориентированные оценочные средства

Оценочные средства диагностирующего контроля

Контрольные вопросы

Раздел «Религия и религиоведение»

1. Какие разделы религиоведения появились в конце XX века?

2. Какие точки зрения существуют на структуру религии?

3. Какие существуют критерии классификации религий?

4. О какой религиозной функции говорится в библейской притче о Лазаре?

Раздел «Первобытные формы религии»

1. Э. Тайлор в книге «Первобытная культура» приводит ритуал некоторых индейских племен. Во время церемоний индейцы использовали бутылку, которую наполняли камнями. Она представлялась вместилищем для духа, который разговаривал из нее с людьми, когда ее начинали трясти. Поэтому индейцы обращались к ней с речами, приносили дары, создавали праздники. Какие формы первобытных религий заметны в данном ритуале?

2. Определите, пережитками каких первобытных форм религии являются вера в вампиров, обычай носить знаки Зодиака, запрещение выбрасывать обрезки ногтей и волос.

3. Классифицируйте обряды по типам и видам магии, указав в числителе ее вид, а в знаменателе – тип (например, лечебная/контактная):

А) Еще в XX веке немецкие охотники втыкали гвоздь, вытянутый из гроба, в свежие отпечатки животного, на которого охотились.

Б) В Меланезии друзья человека, раненого стрелой, держали обломки этой стрелы завернутыми в прохладные листья, или клали в сырое место.

Раздел «Национальные религии»

1. Какое значение для последующего развития религии имел иудаизм?

2. Какие из десяти заповедей носят сугубо религиозный характер, а какие – характер общечеловеческих моральных норм?

3. Что такое карма и сансара в верованиях индуизма?

4. Объясните, из каких религиозных соображений зороастрийцы оставляют своих умерших на растерзание хищникам, а не погребают в земле или кремируют?

5. Какую роль играла в даосизме алхимия?

6. На каких основаниях конфуцианство следует считать скорее социально-политическим учением, а не религией?

Раздел «Мировые религии. Буддизм как мировая религия».

1. Объясните, почему буддисты распространяют действие заповеди о ненасилии не только на людей, но и на других живых существ?

2. Какие средства влияния на сверхъестественное используются в тантрическом буддизме?

3. Попробуйте закончить дзэнскую притчу

Один студент спросил Мастера Созана:
— Что всего ценнее в мире?
Мастер ответил:
— Голова мёртвой кошки.
— Почему? — снова спросил студент.
— Потому что …

4. В буддизме существует развитая символика чисел: 5 – пять связей с жизнью; 6- совершенства бодхисатвы; 12- звенья в «колесе перерождений». Назовите символическое содержание чисел 3, 4, 8.

5. Каково содержание тибетского учения о «живых богах»?

Раздел «Возникновение христианства»

1. Сравните важнейшие нормы человеческого поведения, предлагаемые иудаизмом и христианством:

«Да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор.19:21).

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).

Раздел «Эволюция христианства»

1. В каком из направлений христианства – католицизме или православии – существует вера в чистилище?

2. Объясните, что имел в виду продавец индульгенций, когда говорил: «Едва лишь ваши деньги зазвенят на дне моего бумажника, сразу души ваших родных и близких очутятся в раю»?

3. Подумайте, на какую особенность протестантского культа указывал К.Маркс, когда говорил: «Он [Лютер] обратил попов в мирян, обратив мирян в попов»?

4. К какой протестантской конфессии принадлежит верующий, который объясняет свои взгляды следующим образом: «Суббота есть знамение между Богом и людьми, поэтому соблюдение субботы является почитанием Бога. Сатана, который находится в противоречии Богу, намеривается разрушить знак Творца и Искупителя – действительную субботу».

Раздел «Ислам как мировая религия»

1. Назовите основные положения вероучения ислама. Какое его положение содействует развитию в наше время исламского экстремизма?

2. Во многих странах, где господствует ислам, существует особенный календарь, который ведет учет времени с переезда Мухаммада и мусульман из Мекки в Медину (Хиджры). Определите, в каком веке по этому календарю сейчас живут эти страны. Для этого: отнимите от года, в котором мы живем по европейскому календарю, дату Хиджры; разделите полученное число на 32; результат деления добавьте к количеству лет, что прошли с года Хиджры по европейскому календарю.

3. Сравнить религиозную организацию в мировых религиях по следующим критериям: а) степень централизации; б) наличие профессиональных служителей культа и их статус; в) уровень влияния на другие сферы жизни.

Раздел «История и современное состояние религии в России»

1. Какими событиями в истории христианской церкви на Руси отмечаются следующие даты: 988 г., 1448 г., 1589 г., 1721 г., 1917 г.?

2. Как Конституция и законодательство определяет статус религии в Российской Федерации?

3. Опишите известные вам пережитки языческих обрядов и верований в сознании людей и быту.

4. Определите ваши действия в нижеприведенных ситуациях. Сошлитесь на соответствующие статьи Конституции и Закон Российской Федерации о свободе совести и религиозных организациях:

- Вас призывают в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, но ваша вера категорически запрещает вам убийство и, даже, ношение оружия.

- Вы - директор школы. К вам пришли свидетели Иеговы и предложили дополнительно проводить для желающих учеников уроки изучения Библии.

Раздел «Новые религиозные движения»

1. Какими факторами объясняется развитие нетрадиционных верований и культов в XX веке?

2. Почему многие из новых религиозных движений используют практику манипуляции человеческого сознания и осуществляют жесткий контроль над своими членами. Как, на ваш взгляд, должно к этому относится государство и общество: бороться или придерживаться принципов ненарушения свобод совести личности и отделения религии от государства?

3. К какому нетрадиционному религиозному движению принадлежит верующий, который выражает свои мысли следующим образом: «Ни Библия, ни Коран еще не являются окончательным откровением Бога. Новое откровение дано Богом преподобному Сан Мен Муну».

4. Основатель «Церкви сатаны» А.Лавей указывал, что его религия отражает «настоящее естество человека». Согласны ли вы с его точкой зрения? Аргументируйте свою позицию.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: