(Е. Бабаева)
13
| П́мятник п́сьменности. Здесь: произведение древней письменно-сти. |
| Толковый словарь |
| Дошедшие до нашего време-ни памятники славянской пись-менности написаны двумя азбу-ками — кириллицей и глаголи-цей. По буквенному составу эти азбуки почти совпадают. Кирил- |
| лица, по рукописям XI века, имела 43 буквы. Глаголица, со-гласно памятникам того же времени, — 40 букв. Однако оста-ётся неясным, какая алфавитная система послужила основа-нием для глаголицы, буквы которой отличаются довольно сложным начертанием. Что же касается кириллицы, то боль-шинство её букв взято из греческого алфавита. |
| Мнения учёных о том, какая азбука древн е, расходятся. Основанием для этого является то, что ни в одном из памят-ников письменности не сказано, какую из двух азбук изобре-ли Кирилл и Мефодий — глаголицу или кириллицу. Но ни-где и не сказано, что они создали две азбуки. Некоторые исследователи считают, что кириллица была изобретена раньше, чем глаголица. Однако большинство специалистов полагают, что первой славянской азбукой, которую создали |
| 11. 1) Прочитайте текст. Какую новую для себя информацию выузнали? |
2)
Почему князь Ростислав просил византийского императора прислать в Моравию проповедников?
3) На какой язык переводили Константин Философ и Мефодий богослужебные книги?
4) Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия называют про-светителями славян, учителями словенскими. Как вы думаете, почему?

Моя Россия

Кирилл и Мефодий кано-низированы (объявлены святы-ми) не только православной, но
и католической церковью. Па-мять святых Кирилла и Ме-фодия православная церковь отмечает 24 мая. В России и
| Болгарии этот день стал празд- | Памятник святым равноапостольным | |
| ником — Днём славянской | Кириллу и Мефодию в Москве. | |
| письменности и культуры. | Скульптор В. М. Клыков. 1992 | |

14
Кирилл и Мефодий, была всё же глаголица. Кириллица, по мнению этих учёных, вероятно, была составлена учениками
и последователями солунских братьев и названа по имени первоучителя славян кириллицей.
2) Внимательно рассмотрите схему. Перечитайте текст ещё раз, выделяя в его содержании намеченные в схеме позиции.

Главная информация
Важные факты
Детали, примеры
3) Опираясь на схему, кратко перескажите текст.

Круг чтения
Успенский Л. В. По закону буквы. 

12. Перечитайте тексты упражнений 10 и 11. Попробуйте объединить информацию, которая в них содержится. Составьте план короткого со-общения о происхождении славянской письменности.
13. 1) Внимательно изучите таблицу, в которой представлены буквы кириллицы и буквы греческого алфавита. Как вы думаете, с какими целями она составлена?

| Кириллица | Греческое | ||||
| письмо | |||||
| Буква, название | Звуковое значение | ||||
| А | аз | [а] | A | ||
| Б | буки | [б] | — | ||
| В | веди | [в] | B | ||
| Г | глаголь | [г] | G | ||
| Д | добро | [д] | D | ||
15
| Продолжение таблицы | |||||
| Кириллица | Греческое | ||||
| письмо | |||||
| Буква, название | Звуковое значение | ||||
| Е | есть** | [йэ] | Ε | ||
| Ж | живете | [ж] | — | ||
| Ѕ | зело* | [з] | — | ||
| земля** | [з] | Z | |||
| І, ї | и* | [и] | H | ||
| И | иже** | [и] | I | ||
| К | како | [к] | K | ||
| Л | люди | [л] | L | ||
| М | мыслете | [м] | M | ||
| Н | наш** | [н] | N | ||
| О | он | [о] | O | ||
| П | покой | [п] | P | ||
| Р | рцы | [р] | R | ||
| С | слово | [с] | C | ||
| Т | твердо | [т] | T | ||
| Ѹ, | ук** | [у] | — | ||
| Ф | ферт | [ф] | Φ | ||
| Х | хер | [х] | Χ | ||
| Ѡ | от, омега* | [о] | ω | ||
| Ц | цы | [ц] | — | ||
| Ч | червь | [чʼ] | — | ||
| Ш | ша | [ш] | — | ||
| Щ | шта | [щʼ] | — | ||

16
| Окончание таблицы | ||||||
| Кириллица | Греческое | |||||
| письмо | ||||||
| Буква, название | Звуковое значение | |||||
| Ъ | ер | [ъ], краткий звук, | — | |||
| близкий к [о] | ||||||
| еры | [ы] | — | ||||
| Ь | ерь | [ь], краткий звук, | — | |||
| близкий к [э] | ||||||
| Ѣ | ять* | [ѣ], особый звук, | — | |||
| похожий на [и] или [э] | ||||||
| Ѥ | е йотированная ** | [йэ] | — | |||
| Ю | ю | [йу] | — | |||
| Ѫ | юс большой* | [у] | — | |||
| Ѧ | юс малый* | [йа] | — | |||
| Ѯ | кси* | [кс] | Ξ | |||
| Ѱ | пси* | [пс] | Ψ | |||
| Ѳ | фита* | [ф] | Θ | |||
| Ѵ | ижица* | [и] или [в] | Υ | |||

2) Вспомните современный русский алфавит. Почему одни буквы кириллицы обозначены знаком *, другие знаком **? Какие из них бы-ли исключены впоследствии из русского алфавита, у каких измени-лось начертание? Почему остальные буквы даны без звёздочек?
3) Какую ещё информацию о буквах можно узнать из таблицы?
14. Попробуйте решить лингвистическую задачу, которая дана в эн-циклопедии для детей «Языкознание. Русский язык».







