Специальным указом в 1708 году были отменены некоторые писавшиеся по традиции, но ненужные русскому письму бук-вы: ω (омега), ψ (пси), ξ (кси), ѵ (ижица) и некоторые другие. Некоторые буквы старославянского письма оказались лиш-ними уже для древнерусского языка. Так, в древнерусском языке не было носовых гласных звуков, передаваемых боль-шим и малым юсами, эти буквы просто дублировали буквы у, ю, я, и поэтому их постепенно перестали писать. Крометого, было изменено начертание самих букв — они были при-ближены по своему виду к латинским. Так появились две аз-буки-кириллицы. Новую назвали гражданицей или граждан-кой, поскольку она предназначалась для светских текстов. Неизменённая кириллица использовалась для церковных текстов. Сам Пётр I вскоре восстановил некоторые упразд-нённые им буквы, а затем Академия наук, уже после его смерти, снова исключила из азбуки «лишние» буквы и уза-конила новые, уже употреблявшиеся в текстах, но ещё не включённые в азбуку: э и й. В конце XVIII века появилась буква ё. С введением гражданской азбуки в алфавите впер-вые устанавливаются прописные и строчные буквы. К концу XIX — началу XX века в русском письме накопилось много устаревшего, не связанного с фактами живого языка. Глав-ным недостатком орфографии признавались «лишние» бук-вы. Для передачи некоторых звуков имелись буквы-дублеты:
|
|
е — ѣ (ять); ф (ферт) — ѳ (фита), и — i (иже) — ѵ (ижица). Однако реформа орфографии — самое большое событие в ис-тории письма — состоялась уже в XX веке. 10 октября 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил де-крет о введении нового правописания.
(По С. Кузьминой)
2) Разделите текст на смысловые части. К каждой из них запи-шите ключевые слова и словосочетания.
3) Опираясь на содержание текста и рубрики «Лингвистические заметки», объясните, нужны ли были реформы письма, с какой целью они проводились.
18
Лингвистические заметки
К 1917 году, ко времени Октябрьской революции, в русском алфавите всё ещё оставались буквы-дублеты: І (и десятеричное),
Ѳ (фита), Ѵ (ижица) и Ѣ (ять). Эти буквы были упразднены совет-ской реформой 1917—1918 годов. Буква Ѵ (ижица) и І (и десяте-ричное) были заменены буквой и; Ѣ (ять) — буквой е, Ѳ (фита) — буквой ф. Была исключена буква Ъ в конце слов и в конце частей сложных слов. Эта буква была сохранена только в качестве разде-лительного знака.
16. 1) Прочитайте фрагмент, извлечённый из текста предыдущего упражнения. Определите, какую часть этого текста он дополняет.
В самом языке оснований для разграничения букв-дуб-летов не было, нужно было просто запомнить, зазубрить, где какую букву писать, и это, конечно, усложняло усвоение гра-моты. Например, буква ѣ писалась там, где теперь пишем е, но только в некоторых словах. Писали: дерево, деньги, де-сять, но дѣдъ, дѣти, дѣло; прощенie — сожалѣнie, моей — слабѣй. Чтобы заучить, где писать ѣ, прибегали к ухищрени-ям. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стиш-ки, состоящие из слов с ѣ; например, самый популярный: «Бѣдный, бѣлый, блѣдный бѣсъ побѣжалъ поспѣшно в лѣсъ».
|
|
Были пословицы, отражающие тяжёлую участь школя-ров: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица — к лени-вому плеть движется». Ещё в XVIII веке учёные, в том числе В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, отмечая недостатки русской орфографии, признавали необходимым избавиться от лишних букв.
(С. Кузьмина)
2) Какая информация — основная или дополнительная — со-держится в прочитанном фрагменте? Какую роль он выполняет в тек-сте?
3) Перечитайте текст упражнения 15, включив в него недостаю-щий фрагмент.
4) Составьте план получившегося текста и перескажите его.
17. 1) Прочитайте. Можно ли назвать эту последовательность фраг-ментов текстом? Почему вы так думаете?
19
Толковый словарь | 1. Время выхода в свет кни- | ||
ги «Апостол» в исторической на- | |||
Ап стол, -а, м. Здесь: церковная | |||
уке принято считать началом | |||
книга, содержащая так называемые | |||
русского книгопечатания. | |||
«Деяния» и «Послания» апостолов | |||
2. В 1553 году царь Иван | |||
(ближайших учеников Иисуса Хри- | |||
Грозный приказал построить Пе- | |||
ста). | |||
чатный двор (так тогда называли | |||
типографию). Возглавить эту ра- | |||
боту поручили мастеру печатного дела Ивану Фёдорову. За- | |||
бот у него было много: приходилось не только следить за по- | |||
стройкой, но и обучать работников, изготовляющих по его | |||
заказу типографские принадлежности. Большую помощь | |||
оказывал ему Пётр Мстиславец, тоже искусный мастер. | |||
3. Переписывание от руки в Древней Руси было един- | |||
ственным способом «тиражирования» книги и распростране- | |||
ния её среди грамотных людей. Появление книгопечатания | |||
на Руси ознаменовало собой начало новой эпохи. | |||
4. Вскоре на Никольской, у Гостиных рядов, недалеко от | |||
Кремля, выросли прекрасные палаты — Московский печат- | |||
ный двор. Появилось на Руси новое ремесло — книгопечата- | |||
ние. И вот 1 марта 1564 года Иван Фёдоров и Пётр Мстисла- | |||
вец закончили свой славный труд — книгу «Апостол». Это | |||
первая датированная русская печатная книга. | |||
(По книге «Беседы о русском слове») | |||
2) Как называли типографию в период царствования Ивана Гроз- | |||
ного? Как вы понимаете выражения «мастер печатного дела», «тира- | |||
жирование книги», «датированная книга»? | |||
3) Восстановите последовательность частей текста. Прочитайте | |||
данные фрагменты так, чтобы они образовали связный текст. |
4) Опираясь на содержание восстановленного текста, скажите, почему появление книгопечатания на Руси ознаменовало начало но-вой эпохи.
18. Орфографический и пунктуационный практикум.
Открытие б..рестяных грам..т в (В/в)еликом (Н/н)овго-роде важнейшее явление для истории ру(с/сс)кой культуры. Новгородские грам..ты док..зали, что н..писанное слово в новгородском среднев..ковом обществе (не)было диковиной. Оно было привычным средств..м о..щения между людьми.