Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке. Мы с тобой о радости и боли Говорим на русском языке.
Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» — Говорим на русском языке.
83
Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.
Паренёк с фамилией Гагарин Отправлялся в космос налегке. Он был первым. И из этой дали Говорил на русском языке.
Греет нас особенное слово, Это слово вечное — Москва! Словно мать, беречь она готова Все на свете русские слова.
2) Каково значение родного языка в жизни человека? Выскажи-те своё мнение. Приведите примеры из текста.
3) Какие слова можно назвать символами России? Почему?
4) Как в словах отражается история России? Приведите примеры из текста стихотворения.
5) На какие особенности русской речи обращает внимание по-эт? Прочитайте строки, подтверждающие вашу мысль.
88. 1) Прочитайте слова лингвиста Льва Владимировича Щербы. По-чему учёный называет литературный язык драгоценнейшим наследием?
Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и пони-мать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён.
2) Запишите высказывание. Продолжите его: напишите одно-два предложения, которые подтверждают высказанную учёным мысль.
89. 1) Прочитайте выразительно высказывания о роли Александра Сергеевича Пушкина в развитии русского литературного языка. Как вы понимаете смысл этих строк? Приведите примеры в подтвержде-ние своих слов.
1. [Пушкину] одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделённые целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу… Он дал окон-чательную обработку нашему языку, который теперь по сво-
84
ему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым…
(И. Тургенев)
Пушкин первый, кто открыто вошёл в живой океан русского разго-ворного языка, позволив тем самым и ему, языку (океану), беспредельно вой-ти в себя, в своё творчество. Войти сказкой, былиной, притчей, послови-цей и поговоркой.
(Е. Исаев)
Автопортрет
А. С. Пушкина
Пушкин — создатель современного русского литера-турного языка — титул, который остаётся только за ним и на который более не может претендовать ни один как угодно ве-ликий писатель России. Своеобразие, слог Пушкина опреде-лить невозможно, он единственный — создатель не своего стиля, как любой другой писатель, а — всеобщего языка. Пушкин остаётся первым и вечным учителем всякого говоря-щего и пишущего на русском языке...
(Н. Скатов)
2) Почему Александра Сергеевича Пушкина считают основопо-ложником современного русского литературного языка? Подготовьте рассказ о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского ли-тературного языка‚ выбрав в качестве тезиса одно из высказываний.
Круг чтения
Книга Марины Алексеевны Улыбышевой «Как Пушкин рус-ский язык изменил» откроет вам, каким был русский язык до то-го, как появился Пушкин, и как изменилась русская речь под пе-ром великого поэта.
Моя Россия
Михайловское... С имением своей матери сельцом Михайлов-ским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 год. Сегодня эти места, которым знакомо пушкинское вдох-новенье, являются заповедником «Михайловское».
85
Они овеяны народной любовью и вызывают интерес не только
у русских любителей поэзии, но и читателей пушкинской поэзии во всём мире. Всё напоминает ныне в Михайловском о Пушки-не: природа, воспетая его стиха-ми, и сами стихи, звучащие в благодарной памяти людей.