Лингвистические заметки

 

 Для русского общения обращение по имени-отчеству, на «вы» — это традиционный способ обращения к взрослым. Так об-ращаются к малознакомым, к старшему по возрасту, к взрослому. Школьники обращаются по имени-отчеству к своим учителям, преподавателям.

 

«Мальчики! Девочки! Ребята!» — обращение к школьникам, характерное для дружески-неофициального общения; использует-ся учителем по отношению к учащимся. Обращение по фамилии в русском речевом этикете носит официальный нейтрально-вежли-вый характер.

(И. Стернин)

 

146. 1) Читали ли вы книгу «Детство» Льва Николаевича Толстого‚ впервые опубликованную в 1852 году под заглавием «История моего детства»? Если ещё не читали‚ советуем её прочесть. В этой повести мы видим мир глазами Николеньки Иртеньева — дворянина по проис-хождению.

Прочитайте фрагмент книги. Как вы думаете‚ почему Наталья Са-вишна извинялась перед мальчиком? Объясните, в чём особенность употребления местоимений ты и вы в ХIX веке. Приведите примеры из текста.


 


119


Говорите правильно

В русском общении существуют многочисленные просторечные и не-принуждённые обращения, широко распространённые в малокультурной среде, среди малообразованных лю-дей. Такие обращения к незнакомым и знакомым людям, как «Эй! Эй ты! Алё! Красавица! Мамаша! Па-паша! Эй, мать! Эй, отец! Земляк! Мужик! Парень! Малый! Слышь, ты!» и другие, находятся за преде-лами речевого этикета, употребле-ния их в речи следует избегать.

После обеда я в самом весё-лом расположении духа, припры-гивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила На-талья Савишна, с скатертью в ру-ке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обиде-ло, что я разревелся от злости. «Как! — говорил я сам себе, про-хаживаясь по зале и захлёбыва-ясь от слёз. — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты

и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»... Через несколько минут На-талья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

— Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик...

2) Запишите обращения, которые встретились вам в этом тексте.

147. Найдите в произведениях художественной литературы примерыобращений к старшим и к ровесникам. Запишите предложения, вклю-чающие примеры обращений. Объясните, в чём особенность их упо-требления.

Моя Россия



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: