Дивная слава Севастополя

Будет вечно жить в сердцах лю-

Дей. Город на скалах — он сам

Стоял в двух оборонах, как ска-

Ла. Город у моря — он сам несёт

в себе душу моря, бессмертную, гордую и отважную. Город юж-ного солнца — он сам сияет в веках ослепительным блеском военной доблести.

(Л. Соболев)    Севастополь



120


Лингвистические заметки

 

 Заглянем в словарь. «Этикет (французское etiquette — яр-лык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окру-жающими, формы обращения и приветствий, поведение в обще-ственных местах, манеры и одежда)». Как видим, в этом опреде-лении содержится указание на внешнее проявление отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает вну-треннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными.

(Н. Формановская)

148. 1) Прочитайте текст. О чём он?

 

Вежливость — это проявление уважения. Вежливость — это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же, своевременное и уместное речевое проявление — речевой этикет — неотъемлемый эле-мент вежливости. Ведь нередко случается и так, что люди да-ют оценку кому-то в зависимости от его умения использовать выражения речевого этикета, то есть быть вежливым. Вам, наверное, приходилось слышать что-нибудь вроде услышан-ного мной: Какая славная у вас девочка: всегда говорит «здравствуйте»; Наш сосед — хороший человек, всегда так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услу-гу; Какой неприятный человек: говорит всем «ты».

(Н. Формановская)

 

2) Как связана вежливость с речевым этикетом? Отвечая на во-прос, используйте материалы рубрики «Лингвистические заметки», приведите примеры проявления речевого этикета в вашей жизни.

 


Диалог культур

 

 Русский речевой этикет запрещает называть присутствующе-го при разговоре человека местоимением он (она): Я буду чай, а она (о присутствующей подруге) не хочет. В такой ситуации надоназвать имя, например: Я буду чай, а Юля не хочет. В то же вре-мя этикет многих других стран допускает в подобных случаях употребление местоимений 3-го лица, и никого это не обижает.

 

149. 1) Представьте‚ что вы рассказываете одноклассникам о поездке с другом на дачу. Обратитесь к слушающим. Помните‚ что ваш друг тоже слушает ваш рассказ.


 


121


2) Вы заходите в школьную библиотеку и просите помочь подо-брать для вас книгу для подготовки сообщения на уроке об истории приветствия, обращения в русском языке. Обратитесь к сотруднику библиотеки. Представьте и разыграйте по ролям воображаемый диалог.

 

150. 1) Прочитайте фрагмент повести «Мой генерал» Альберта Ана-тольевича Лиханова. Почему генерала Иванова называют необыкно-венным человеком? С героем какой книги сравнивает мальчик генера-ла Иванова?

 

— Вот слушай, Антон! — зовёт меня дед. Усаживает ря-дом. — Расскажи снова, Коля! Это ему непременно надо знать. Знаешь, он ведь в военные собрался. Но если и штат-ским останется, знать надо!

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: