Лингвистические заметки

 

 Речевая деятельность — это деятельность по созданию и вос-приятию речи. Виды речевой деятельности: говорение и слуша-ние, письмо и чтение.

 

155. Рассмотрите схему. Объясните, почему: 1) говорение и письмо оказались в одной части схемы, а слушание и чтение — в другой; 2) говорение и слушание, письмо и чтение связаны стрелками.

 

Виды речевой деятельности

 

порождение (создание) речи

 

восприятие речи

 
                       
                       
                       
 

говорение

         

слушание

   
               
                       
 

письмо

         

чтение

   
               
                       

 

156. 1) Прочитайте. Согласны ли вы с высказываниями русских писа-телей о чтении и письме? Выскажите свою точку зрения. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц.

1. Чтение — вот лучшее учение (А. Пушкин). 2. Что на-писано пером, не вырубишь и топором (пословица). 3. Не умея в руке держать топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво, просто и всем понятно не напи-шешь (М. Горький). 4. Речь красна слушанием (пословица).

5. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь (пословица).

 

2) О каких видах речевой деятельности говорится в высказыва-ниях? Запишите эти высказывания в таком порядке: о говорении;

 

о слушании; о чтении; о письме.

3) Какое высказывание вы записали дважды? Объясните почему.

 

157. 1) Внимательно прочитайте текст Веры Михайловны Инбер. Объ-ясните, почему нужно отлично знать родной язык.


 


125


Моя мама была учительницей русского языка. Это был важный, самый важный школьный предмет. Мама говорила:

 

— Необходимо отлично знать родной язык, особенно та-кой богатый и прекрасный, как русский. Кто плохо знает свой язык, тот не оценит красоты родной речи, не задумается над книгой, не заслушается песней, не запомнит стихов. Как хороши русские стихи!

 

И мама начинает читать звучным голосом:

 

В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зелёных листов, От знойных лучей и летучих песков…

— Мама, мамочка, как это хорошо! — восклицаю я. —

Ты так прочла, что всё стало как живое!

 

— Нет, — отвечает мама, — это Лермонтов так написал. Это его талант, его поэтический дар. А я только постаралась правильно прочесть это чудесное стихотворение.

 

2) Объясните, как вы понимаете смысл выделенного предложе-ния. Согласны ли вы, что важно уметь выразительно читать? Докажите свою точку зрения.

 

3) Прочитайте текст по ролям.

4) Спишите второй абзац текста.

 

5) Выразительно прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Старайтесь, чтобы при чтении «всё стало как живое».

 

158. Орфографический практикум.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: