Смысловая часть текста — относительно завершённая часть (единица) текста, предложения в которой объединены общей те-мой (микротемой) и связаны грамматически и по смыслу.
Микротема — это часть общей темы текста.
Тема текста может объединять две микротемы и более, необ-ходимые для того, чтобы раскрыть тему, выразить главную мысль и придать тексту относительную законченность.
Микротема раскрывается в рамках одной или нескольких смысловых частей. Содержание каждой смысловой части должно соответствовать теме текста.
Ключевые слова — это слова и словосочетания, которые по-могают понять тему и идею текста.
174. 1) Прочитайте. Являются ли приведённые фрагменты частями одного текста? Свой ответ обоснуйте.
Но бывают и цветы-мечтатели. Они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветов у них как результат отношений света и тени. Посмотрите на ландыш...
2. Есть существа, способные так прямо, открыто и сияю-ще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем!
|
|
2) Как вы думаете, в какой последовательности необходимо рас-положить прочитанные вами фрагменты, чтобы получился текст
М. М. Пришвина? Что помогает это определить?
3) Сначала озаглавьте составленный вами из приведённых смыс-ловых частей (фрагментов) текст, отразив в заголовке его тему. Затем определите микротему каждой из смысловых частей текста. Запишите текст в тетрадь в соответствии с планом, в котором отражены микроте-мы. Подчеркните слова, с помощью которых связаны смысловые части.
175. 1) Прочитайте текст. Найдите в нём ключевые слова, определите его тему и главную мысль.
134
В нашем парке в воскресенье проходила выставка собак. Собаки самых разных пород чинно прогуливались с хо-
Зяевами по аллеям парка, с достоинством посматривая по сторонам. Здесь были овчарки и эрдельтерьеры, доги и буль-доги, боксёры и сенбернары. У многих собак на ошейниках висели золотые и серебряные медали.
Я разглядывал проходящих мимо собак и думал: «Конеч-но, у моего щенка нет медалей. Но эти медали ему и не нуж-ны. Ведь всё равно он самый добрый, самый умный пёс на свете. Вы чемпионы, вы красивые и уже известные, но мой щенок — лучшая собака в мире!»
(Э. Селифанов)
2) Сколько смысловых частей включает текст? Докажите, что со-держание каждой смысловой части соответствует теме текста и спо-собствует тому, чтобы она была раскрыта.
3) Озаглавьте текст, а затем его смысловые части и запишите
план.
4) Найдите в тексте внутренний монолог рассказчика. Объясни-те, с какой целью он использован автором. Выразительно прочитайте.
|
|
5) Устно перескажите текст, опираясь на пункты плана.