Лингвистические заметки

 

 Смысловая часть текста — относительно завершённая часть (единица) текста, предложения в которой объединены общей те-мой (микротемой) и связаны грамматически и по смыслу.

Микротема — это часть общей темы текста.

 

Тема текста может объединять две микротемы и более, необ-ходимые для того, чтобы раскрыть тему, выразить главную мысль и придать тексту относительную законченность.

 

Микротема раскрывается в рамках одной или нескольких смысловых частей. Содержание каждой смысловой части должно соответствовать теме текста.

 

Ключевые слова — это слова и словосочетания, которые по-могают понять тему и идею текста.

 

174. 1) Прочитайте. Являются ли приведённые фрагменты частями одного текста? Свой ответ обоснуйте.

Но бывают и цветы-мечтатели. Они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветов у них как результат отношений света и тени. Посмотрите на ландыш...

2. Есть существа, способные так прямо, открыто и сияю-ще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем!

 

2) Как вы думаете, в какой последовательности необходимо рас-положить прочитанные вами фрагменты, чтобы получился текст

 

М. М. Пришвина? Что помогает это определить?

 

3) Сначала озаглавьте составленный вами из приведённых смыс-ловых частей (фрагментов) текст, отразив в заголовке его тему. Затем определите микротему каждой из смысловых частей текста. Запишите текст в тетрадь в соответствии с планом, в котором отражены микроте-мы. Подчеркните слова, с помощью которых связаны смысловые части.

 

175. 1) Прочитайте текст. Найдите в нём ключевые слова, определите его тему и главную мысль.


 


134


В нашем парке в воскресенье проходила выставка собак. Собаки самых разных пород чинно прогуливались с хо-

 


Зяевами по аллеям парка, с достоинством посматривая по сторонам. Здесь были овчарки и эрдельтерьеры, доги и буль-доги, боксёры и сенбернары. У многих собак на ошейниках висели золотые и серебряные медали.

 

Я разглядывал проходящих мимо собак и думал: «Конеч-но, у моего щенка нет медалей. Но эти медали ему и не нуж-ны. Ведь всё равно он самый добрый, самый умный пёс на свете. Вы чемпионы, вы красивые и уже известные, но мой щенок — лучшая собака в мире!»

(Э. Селифанов)

 

2) Сколько смысловых частей включает текст? Докажите, что со-держание каждой смысловой части соответствует теме текста и спо-собствует тому, чтобы она была раскрыта.

 

3) Озаглавьте текст, а затем его смысловые части и запишите

 

план.

 

4) Найдите в тексте внутренний монолог рассказчика. Объясни-те, с какой целью он использован автором. Выразительно прочитайте.

 

5) Устно перескажите текст, опираясь на пункты плана.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: