И вот папа с..дит в своей комн..те и ко мне (не)пр..ходит. Я широко ра..крываю двери.
Приходи, папа!
(Н. Дубина)
136
§ 20. Композиционные особенности
Описания, повествования, рассуждения
179. 1) Прочитайте фрагменты рассказа Юрия Вячеславовича Сотни-ка «Как я был самостоятельным». Объясните, что их объединяет и чем они различаются. Попробуйте задать вопрос к каждому фрагменту.
Козёл был чёрный с белыми пятнами. Одного глаза на белой половине морды у него не было, а глаз на чёрной поло-вине был открыт и смотрел безумным взглядом, каким смо-трит с картины Иван Грозный, убивший своего сына. На пра-вом роге козла, как чек в магазине, был наколот квадратный кусочек синей материи.
Козёл повернулся, кра-
Сиво встал на дыбы, Дудкин ойкнул и захлопнул за собой дверь. В следующий момент рога так треснули по ней, что сверху побелка посыпалась. Потом козёл снова повернул-ся, опустил рога и мелкими шажками потопал ко мне.
Я шмыгнул в комнату и запер дверь на крючок.
|
|
Я не боялся прихода участкового, я был даже рад, что он придёт, и думал только о том, как он попадёт в квар-тиру. И вдруг у меня мельк-нула такая мысль: козёл сей-час в комнате родителей. Что, если я в одну секунду проско-
чу переднюю, открою входную дверь… А там лестница, а там двор, а там люди, от которых мне попадёт, но которые изба-вят меня от козла…
2) Перескажите тексты в такой последовательности: сначала от-ветьте на вопрос «Каким был козёл?», затем «Что произошло, когда козёл оказался в квартире?» и, наконец, «Почему рассказчик не бо-ялся прихода участкового и как он планировал избавиться от козла самостоятельно?». Можно ли рассматривать эти фрагменты рассказа как смысловые части единого текста? Объясните почему.
137
Интелл́кт, -а, м. Мыслительная способность человека, его умствен-ное начало. |
Интеллекту́л, -а, м. Человек, об-ладающий высокоразвитым интел-лектом. |
Толковый словарь |
Лингвистические заметки
В зависимости от содержания и композиции тексты относят-ся к одному из трёх типов речи: описание, повествование или рассуждение.
К тексту-описанию можно задать вопрос «Какой, как выгля-дит (предмет, человек и т. д.)?». К тексту-повествованию — «Что произошло?». К тексту-рассуждению — «Почему?», «Как?».
180. 1) Прочитайте фрагменты рассказа Олега Флавьевича Кургузо-ва. Какая тема их объединяет? Озаглавьте каждый фрагмент, уточнив в заголовке его тему.