Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водяной, или водоплавающей, птицы

 

Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольши-ми глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей, гладкой поверхности воды.

 

Но и все его движения исполнены прелести: начнёт ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнёт ли купаться, нырять и плескаться сво-ими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающейся с его пушистого тела; начнёт ли потом охо-рашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою бе-лоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и

 

в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнёт также носом перебирать в нём каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — всё живописно и великолепно в нём.

(С. Аксаков)

 

2) Какой тип речи использует писатель, чтобы создать представ-ление о лебеде? Найдите в тексте описание внешнего вида лебедя и описание его действий, а также прямую авторскую оценку. Вырази-тельно прочитайте текст.

 

3) Проведите лингвистический эксперимент: прочитайте второй абзац текста, опуская имена прилагательные, и сделайте вывод о роли имён прилагательных в описании.

 

 Повествование используется для рассказа о каком-либо событии. Главными в повествовании являются действия, и каждое следующее предложение содержит указание на новое действие.

Обычно в повествовании есть такие композиционные эле-менты, как завязка события, кульминация (наивысший мо-мент напряжения в развитии действия) и развязка.

 

Лингвистические заметки

 

 В повествовании перечисляются последовательные действия, поэтому в нём используются глаголы совершенного вида и языко-


 


141


вые средства с временн            ми характеристиками, например слова

 

однажды, как-то раз, вслед за тем, после этого, вдруг, внезап-но, неожиданно, спустя минуту, потом, когда, как только, в тот же миг. С помощью этих слов связываются предложения.

 

184. 1) Прочитайте текст Юза Алешковского. Какой тип речи являет-ся в нём ведущим? Свой ответ обоснуйте.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: