Лекция как организационная форма обучения психологии. Виды лекции

Лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя. Это довольно типичный вид учебных занятий в университетах и других высших учебных заведениях.

Наиболее часто используемой в преподавании психологии является академическая (классическая) лекция. Ее особенностями являются:

* четкая формулировка темы лекции, ее плана, указание списка литературы по теме;

* последовательное изложение содержания материала в соответствии с планом, иногда диктовка для записи основных положений и определений понятий;

* относительная завершенность каждого из вопросов и лекции в целом.

Наиболее продуктивными в плане профессионального роста и личностного развития студентов являются развивающие лекции - эвристические. Особенностями эвристической лекции являются:

* объявление темы лекции, сформулированной как научной проблемы;

* слушателям предлагается гипотеза или несколько гипотез решения данной проблемы;

* педагог на лекции разворачивает дискуссию, доказывает гипотезу, сопоставляя, сравнивая различные подходы, привлекает материал смежных дисциплин, увлекая в процесс дискуссии слушателей;

* при завершении лекции педагогом может создаваться специально эффект Шахерезады: лектор в конце лекции останавливается на самом интересном, увлекательном научном факте, что вызывает интерес к проблеме у студентов, и они ждут следующей лекции с нетерпением;

* при эвристической лекции преподаватель может изложить основы решения обозначенной научной проблемы, но так, чтобы студенты не довольствовались только данными, полученными на лекции, и у них для понимания проблемы сохранялась потребность обратиться к литературным источникам;

В преподавании иногда используются научно-популярные лекции. Основными их особенностями является использование принципа популизма в обучении психологии. Преподаватель, излагая научные положения по определенной теме, идет навстречу ожиданиям слушателей, выбирая наиболее интересные для слушателей эпизоды, а все то, что воспринимается с трудом, опускается или дается для самостоятельной работы. Основные функции лекции:

* информационная - информирует о достижениях науки;

* систематизирующая – новые знания даются в последовательном, структурном изложении;

*ориентирующая - ориентирует в научной литературе - показ генезиса теорий, идей;

* разъясняющая, объясняющая - необходимо добиваться адекватного понимания студентами научного содержания понятий;

* развивающая – стимулирует мыслительную деятельность студента;

* убеждающая - доказательство утверждений лектора;

* увлекающая или воодушевляющая - помимо сообщения важной и нужной для студентов научной информации, должна увлечь их идеями, заинтересовать их ими настолько, чтобы воодушевить на серьезное и глубокое занятие данной наукой.

Виды лекций:

По общим целям: учебная, агитационная, воспитывающая, просветительская, развивающая.

По научному уровню: академическая, популярная.

По дидактическим задачам: вводная, текущая, заключитель-обобщающая, установочная, обзорная, лекции-консультации.

По способу изложения материала: бинарные (лекции дискуссии-диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.

Методическая разработка лекции:

1) Тема лекции. Обоснование выбора темы: определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).

2) Отбор библиографии. Литература для преподавателя и литература для студента.

3) Формы организации лекции: а) Аудитория (для студентов, для слушателей колледжа); б) Цель лекции, в) Задачи лекции (обучающие, развивающие, воспитывающие); г) Тип лекции: монологическое высказывание, монолог с опорой на аудиовизуальные средства, монолог с элементами проблемной лекции, проблемная лекция, дискуссия, диалог; д) содержание лекции: план и конспект, изучаемые вопросы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: