Методика чтения лекций по психологии

Лекция - это организационная форма обучения, регламентированная по времени и составу слушателей, направленная на передачу им информации по определенному алгоритму, как правило, в монологе педагога

Методика чтения лекции предполагает три этапа: подготовку, чтение и психологический анализ.

Тема каждой лекции определяется календарно-тематическим планом, а содержание соответствует программе дисциплины. Подготовка к лекции включает систематизацию имеющихся знаний преподавателя по теме лекции, дополнение информацией по теме из других литературных источников. Завершается подготовка к лекции написанием плана-конспекта (для опытных педагогов - плана лекции). В плане-конспекте указывается тема, формулируется цель, указываются средства, которые будут использоваться при чтении лекции. Если преподаватель не владеет в совершенстве материалом темы, обязан иметь текст лекции.

Преподаватель на лекции должен быть уверенным в себе, позитивно настроится на студентов, обладать педагогическим тактом, быть принципиальным и доброжелательным, не раздражаться ни при каких обстоятельствах, у него должно преобладать оптимистическое, положительное настроение. Во время лекции он должен быть наблюдательным, постоянно стимулировать познавательную активность студентов, чутко реагировать на возникающие ситуации соответствующим образом. Преподаватель должен избегать публичных оценочных суждений по поводу студентов или своих коллег.

Речь преподавателя должна быть четкой, материал должен излагаться понятно и доступно для большинства студентов. Темп изложения материала должен удовлетворять большинство студентов.

В завершении лекции желательно подвести итоги, сделать обобщения и подключить студентов к рефлексии собственного развития.. Для того, чтобы совершенствоваться, преподавателю необходимо анализировать свои лекции.

Три подхода к анализу лекции: традиционный для деятельностный подхода; анализ с позиции гуманистического подхода; интегративный подход.

Традиционный подход включает следующие общие и дидактические требования к лекции:

* высокая посещаемость лекции студентами, их внешняя активность на лекции (внимательное слушание, ведение конспекта, дисциплинированность студентов и т.п.);

* своевременное начало и окончание лекции, достаточное количество материала для лекции, темп ее чтения;

* соответствие темы календарно-тематическому плану, рациональное использование времени на лекции, логика изложения материала;

* использование преподавателем разнообразных методов обучения, различного оборудования и технических средств обучения.

Требования к проведению лекции с позиции гуманистического подхода:

* удовлетворенность студентов содержанием и формами лекции;

* наиболее интересные, запоминающиеся фрагменты лекции;

* какой учебный материал больше всего заинтересовал студентов;

* насколько содержание и формы обучения лекции повлияли на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов:

* какие фрагменты лекции, методы, на взгляд преподавателя, были удачными;

* какие возможности обучения студентов на лекции упущены или не полностью использованы;

* наличие оригинальных подходов к обучению и развитию студентов, использование инновационных методов и приемов на лекции.

Интегративный подход к анализу собственных лекций включает элементы деятельностного и гуманистического подходов. В этом подходе обнаруживаются противоречия в научном плане, однако с прагматической позиции он оправдывает себя.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: