Семинарские занятия и их психологическая сущность в обучении. Виды семинарских занятий

Семинар предназначен для углубленного изучения предмета, овладение методологией, применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. На семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Подготовка к занятиям по первоисточникам (а не только учебникам), выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу.

Дидактические цели семинара:

* углубление, систематизация и закрепление знаний, превращение их в убеждения;

* проверка знаний;

* привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой;

* развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечая на вопросы слушателей;

* умение слушать других, задавать вопросы.

Функции семинара:

1. Стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность студентов. В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников.

Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

Чем отличается...;

Что общего между...;

Какие механизмы...;

Выделите достоинства и недостатки... (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны).

2.Текущий контроль результатов самостоятельной работы, умения работать с первоисточником, составлять конспект; овладение навыками самостоятельного выступления с устным докладом; выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов; обучение правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера; выявление личных особенностей, которые могут позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения.

Типы семинаров: просеминар, спец. семинар, собственно семинар.

Подготовка преподавателя: выбор темы, планирование и постановка вопросов, подбор литерары, написание конспекта.

 

 

Методика проведения семинарских занятий.

Семинарское занятие - это организационная форма обучения, peгламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа), целью которой является закрепление полученных на лекции, усвоенных в ходе самостоятельной работы профессиональных знаний и умений.

Традиционно многие преподаватели придерживаются методики проведения семинарского занятия в виде научной конференции. Преподаватель заранее сообщает студентам тему и вопросы по теме, указывает рекомендуемую литературу. Студенты, как правило, распределяют по принятому ими алгоритму вопросы и готовят к семинарскому занятию доклады. На семинарском занятии после вступительного слова преподавателя предлагается выступать студентам в соответствии с планом. Затем следует обсуждение докладов или сообщений. При таком виде семинарских занятий меньше всего отмечается энергических затрат преподавателя, но на них не все студенты активно участвуют в познавательной деятельности.

Методика проведения семинарских занятий включает три этапа: 1) подготовка к семинарским занятиям, 2) проведение занятия и его 3) психологический анализ.

На подготовительном этапе преподаватель дает студентам тему и вопросы семинарского занятия, указывает литературу для самостоятельной работы. Сам преподаватель также готовится, обобщает собственные знания по теме, читает литературу, дополняет и систематизирует информацию так, чтобы легче управлять процессами дискуссии, анализа, сравнения, обобщения на самом занятии. Для удобства преподаватель составляет план-конспект занятия, который может облегчить процесс его проведения.

Во время проведения занятий педагог организует познавательную активность студентов, стимулирует их. Педагог должен быть сдержан в оценивании студентов: тех студентов, которые активны можно положительно оценивать (благодарить, хвалить и т.п.); тех студентов, которые не могут демонстрировать свои познания, необходимо заинтересовывать, указывать на то, что они могут достичь успехов при определенных условиях, формировать у них веру в успех (например, можно подчеркивать, что бы хорошо, если бы они сделали что-то конкретное и указать, чего от них ожидают сверстники и преподаватель.)

На завершающем этапе необходимо проанализировать семинарское занятие с позиций его успешности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: