Для поддержание стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чисты альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
|
|
День. «Коммуникативная компетентность и речевая культура»
Коммуникативная компетентность и речевая культура – составляющие профессиональных умений педагога, способность эффективно и целесообразно выстраивать речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения.
Коммуникативная компетентность, т.е. способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений, подразумевает:
· высокий уровень владения выразительными средствами языка, средствами убеждения, культурой общения – этикетной выверенностью речи;
· опыт речевой деятельности в конкретной сфере общения.
Основные правила, которые необходимо соблюдать при уважительном деловом общении:
1. Количество информации (сообщается столько информации, сколько требуется для данной цели общения).
2. Качество информации (она должна быть правдивой, истинной).
3. Существенность (говорить о важном для данной ситуации).
4. Вежливость (соблюдать правила речевого этикета).
Проанализируйте предложенный список
Какие формулы приветствия характерны для общения с родителями? При каких условиях они могут быть уместными?
Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! (Очень) рада вас приветствовать (видеть)! Разрешите вас поприветствовать! Добро пожаловать! Мое почтение! Здравия желаю! Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу!
|
|
Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения
· Обосновать просьбу, указать причину ее возникновения, подчеркнуть необходимость и значимость ее выполнения («Мне это нужно, чтобы…», «Вы меня очень выручите, если сделаете …», «Это необходимо, потому что …» и т.п.).
· Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только вы можете мне помочь!», «Я так на вас надеюсь!», «Что бы я без вас делала!» и т.п.) и отметить его любезность, отзывчивость, доброжелательность («Вы всегда мне помогаете!», «Умница, молодец, никогда не отказываетесь выполнить просьбу!»).
· Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу («Спасибо за то, что согласились мне помочь!», «Буду вам благодарна!», «Заранее спасибо!»).
· Косвенное, непрямое, скрытое выражение просьбы в форме вопроса («Могли бы вы мне помочь?», «Почему бы нам не сделать это вместе?» и т.п.).
Каждой группе предлагается ситуация:
ü Попросить родителей построить горку на участке
ü Попросить родителей оказать помощь в подготовке к празднику
ü Попросить пап помочь в перестановке мебели в группе
Скажите по-другому
Участникам кидается мяч, кто поймал тот говорить синоним заданному слову.
Бояться, сказать, думать, видеть, грустить, сердиться, править, смелый, чуткий, умный, глупый, дерзкий, робкий.
Как вежливо отказать?
· Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.
· Необходимо объяснить причину отказа («Я не могу это сделать, потому что …», «Не могу выполнить просьбу по причине…»).
· Использование дополнительных смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях и т.п. («Извините, пожалуйста, но я никак не могу», «К сожалению, не могу», «Завтра обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если …»).
Каждой группе предлагается ситуация:
ü Заведующая просит вас выйти в дополнительную смену
ü Старший воспитатель просит вас выступить на педсовете
ü Родители просят принять больного ребенка
Речевая игра «Узнай стихотворение!»
Каждой группе предлагается загадать небольшое детские стихотворение и составить описательный текст его содержания, чтобы другая группа смогла понять, о чем идет речь.
Например: «Детеныш парнокопытного домашнего животного, передвигаясь по неустойчивой деревянной поверхности, переживает за свою жизнь» («Идет бычок, качается»).
Как извиниться?
Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.
«извините» - говорят в ситуациях, когда речь идут о незначительном проступке
«простите» - используется в случаях, когда речь идет о существенном проступке
«Танец отдельных частей тела»
Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Ведущий по очереди называет части тела, танец, которых будет исполнен («танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота», «танец коленей»). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
День. «Внутреннее раскрепощение»
Цели: Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие у педагогов интереса к себе.