Практический семинар для воспитателей
Цели:
· Обучать способам и методам построения конструктивного диалога с родителями воспитанников.
· Расширять представления об этических нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников.
· Познакомить со средствами выразительной речи, способствующими эффективному диалогу с родителями.
· Обратить внимание на специфику диалогического высказывания в общении с родителями и важность построения конструктивного диалога с ними.
День. «Способы выхода из конфликтной ситуации в работе с семьей»
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель»
|
|
А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог-родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряжения, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Участники образовательного процесса в ДОУ принципиально отличаются друг от друга не только своими формальными ролями, но и уровнем личностной зрелости, жизненным опытом, особенностями мироощущения, поэтому возможные противоречия, возникающие между ними в диалоге, вполне оправданы и естественны.
Столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия определяется понятием «конфликт».
Деструктивный конфликт – это конфликт, не приводящий к оптимальному результату. Оппоненты не желают слушать мнение друг друга и упорно стремятся настоять на своей точке зрения, тем самым подавляя желания партнера.
|
|
Конструктивный конфликт – это конфликт, приводящий к решению проблемы инцидента. Инцидент – действия или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, имеющие свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, жизненный опыт, уровень культуры, нравственную позицию и собственное видение проблем, связанных с процессом развития их ребенка. Эффективность образовательного процесса во многом определяется тем, насколько удается педагогу разрешить возникшие противоречия, эффективно и целесообразно выстроить речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения. Возникновение конфликтной ситуации в диалоге с родителями наиболее ярко иллюстрирует особенности речевого поведения педагога детского сада.
Томас Килменн выделяет пять стилей поведения в конфликте:
· Конкуренция («я активно отстаиваю собственную позицию»)
· Уклонение («я активно уклониться от участия в конфликте»)
· Приспособление («я стараюсь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны»)
· Сотрудничество («я ищу решение, основанное на взаимных интересах»)
· Соперничество (конфронтация) («я, и только я, прав в этой ситуации»)
Для описания способов конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.