Проблема человека в истории философии

 

Философия Древнего Востока о человеке.

Первые собственно философскими взглядами на проблему человека встречаются в текстах древневосточной философии. Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее «стертость» индивидуального начала, его подчиненность всеобщему. Здесь универсальное первенствует по отношению к индивидуальному. Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и универсум. Таким образом, каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть некоего единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединение с божеством.

Восток не знал разделения человека в форме противопоставления тела и души, которое сформировалось в западной философии и культуре. Для восточной традиции человек является органичным и достаточно кратковременным соединением космических элементов, которые не просто взаимосвязаны, но взаимно определяют друг друга в природном колесе сансары, и где возможный путь спасения и соединения с атманом или дао предполагает специальные упражнения души и тела в целом. Устремление к безличному Абсолюту, к слиянию с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древневосточной философии, не предполагает активности в реализации личностного начала, а наоборот статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека.

 

Проблема человека в философии Древней Греции

Антропологический поворот в ходе которого формируются основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы связан с Античностью. В древнегреческой философии человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса имеет для греков человеческий смысл. Человек мыслится непросто как часть мира, а как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм.

Согласно взглядам Протагора именно человек «Мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Это исходный принцип софистов, сформулирован Протагором. В софистической философии необходимо выделить три основных момента. Во-первых, их относительность и субъективизм в понимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т.д. Во-вторых, они вводят человека в бытие как главное действующее лицо. Наконец, они впервые процесс познания наполняют сугубо жизненным смыслом и обосновывают жизненный характер истины.

Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Сократа интересует внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он первым обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И прежде всего она сводится к познанию самого себя. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

С Платона берет начало антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело - враждебная ей материя. От качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. Самой лучшей считается душа философа, наиболее мудрая и восприимчивая к знанию, что является главным в сущности человека и отличает его от животных, следом идет душа воина, обладающая храбростью, а на последнем месте – души ремесленников и крестьян удел которых - умеренность. В единстве и противоположности духа и тела и состоит трагизм человеческого существования, позднее развитый в русской религиозной философии.

Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеке», занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: «Человек есть политическое животное». В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». Еще один отличительный признак человека — его разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие человека от животного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: