Онтология метафизического материализма и диалектический материализм

Далее развитие философии пошло таким образом, что на нее все большее влияние стали оказывать естественные науки, а идея субстанциальности как объясняющего фактора бытия стала приобретать конкретно-научные черты. Конечно, в философии развивались и другие линии в трактовке бытия, но безусловно, что ориентация на научные критерии стала магистральной линией развития философии поданному вопросу. В связи с развитием наук Нового времени идея субстанциальности мира переходит в новое качество и строится, исходя из физических представлений.

В основе физики Ньютона лежит убеждение в «простоте» устройства мира и его исходных элементов. В качестве субстанции выступает материя. Это – вещество, или механическая масса (количество), которое состоит из физически неделимых мельчайших частиц – атомов. «Быть материальным» – значит «состоять из неделимых частиц», обладающих массой покоя. Ньютон был глубоко религиозным человеком и свою чисто материалистическую концепцию физики делает своеобразным средством обоснования существования Бога. С позиции механики, масса – инертна, она не может двигаться без приложенных к ней усилий, пассивной материи необходим первотолчок. В ньютоновской системе материя получает его от Бога.

Это была механическая картина мира. Вначале атомы связываются в некоторые тела, которые в свою очередь образуют более крупные тела, и так вплоть до космических систем. Вещество равномерно распределено во Вселенной и пронизывается силами всемирного тяготения. Причем скорость распространения взаимодействий считалась беспредельной (принцип дальнодействия). Соответственно, в этой физике пространство и время рассматривались как абсолютные сущности, не зависимые друг от друга и от других свойств материальной действительности, хотя к этому времени существовали и противоположные концепции (например, Августина или Лейбница). Ньютон, как позже отмечал А. Эйнштейн, фактически дал модель мира, которая в силу своей стройности долгое время оставалась непревзойденной. «Мышление современных физиков в значительной мере обусловлено основополагающими концепциями Ньютона. До сих пор не удалось заменить единую концепцию мира Ньютона другой, столь же всеохватывающей единой концепцией».

В то же время, отмечает А. Эйнштейн, концепция Ньютона по существу представляла собой именно теоретическую (сконструированную) модель, которая не всегда вытекала из опыта. В философском плане Ньютон дал своеобразную общую картину мира, которая базировалась на том, что физические закономерности, присущие части мира, распространялись на всю Вселенную. Таким образом, обоснование материального единства мира здесь было связано с очень сильными теоретическими допущениями, характерными для философии метафизического материализма данного периода. «Хотя всюду заметно стремление Ньютона представить свою систему как необходимо вытекающую из опыта и вводить возможно меньше понятий, не относящихся непосредственно к опыту, он тем не менее вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Ясное понимание им этого обстоятельства выявляет как мудрость Ньютона, так и слабую сторону его теории. Логическое построение его теории было бы безусловно более удовлетворительным без этого призрачного понятия». Доминирование физики в системе наук во многом определило философские представления об устройстве мира, которые в буквальном смысле перенимали данную физическую картину мира как важнейшую часть онтологии, что особенно проявлялось в теории познания, важнейшим из которых стал принцип абсолютности истины. Однако само развитие физики опровергло установленные Ньютоном взгляды на мир. На рубеже XIX–XX вв. в физике были сделаны кардинальные открытия, разрушившие старые представления о физике и той картине мира, которая на ней базировалась. Перечислим некоторые из них: 1895 г. – открытие рентгеновских лучей; 1896 г. – открытие явления самопроизвольного излучения урана; 1897 г. – открытие электрона; 1898 г. – открытие радия и процесса радиоактивности; 1899 г. – измерение давления света и доказательство существования электромагнитной массы; 1900 г. – создание М. Планком теории квантов; 1903 г. – создание Резерфордом и Содди теории радиоактивного распада; 1905 г. – опубликование А. Эйнштейном специальной теории относительности.

Даже без специального анализа видно, что каждое из данных открытий наносило удар по метафизическому материализму, который был в этот период господствующей философской концепцией и базировался при построении философской онтологии на принципах классической физики. Оказалось, что сам принцип экстраполяции (распространения) наших знаний о части Вселенной на весь мир неправомерен, что законы микро-, макро- и мегамира в значительной степени отличаются друг от друга.

Своеобразной попыткой преодоления данной ситуации в физике и философии явилась философская концепция марксизма, в рамках которой была предпринята попытка выработать форму онтологии на основе соединения знаний из области естественных наук, прежде всего физики, и диалектико-материалистической философии.

Философия диалектического материализма в вопросах онтологии базировалась на синтезе материалистических учений и материалистически истолкованной диалектики Гегеля. Формирование понятия материи шло по пути отказа от ее интерпретации, как некоторого вещества или совокупности веществ к более абстрактному ее пониманию. Так, например, Плеханов в 1900 г. писал, что «в противоположность «духу», «материей» называют то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения. Что же именно действует на наши органы чувств? На этот вопрос я вместе с Кантом отвечаю: вещь в себе. Стало быть, материя есть не что иное, как совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источником наших ощущений». В.И. Ленин ставит в центр диалектико-мате-риалистического понимания онтологии представление о материи как особой философской категории для обозначения объективной реальности. Это означало, что она не может быть сведена к какому-то конкретному физическому образованию, в частности к веществу, как это допускали физика Ньютона и метафизический материализм.

Диалектический материализм был формой материалистического монизма, так как все остальные сущности, в том числе и сознание, рассматривались как производные от материи, т.е. как атрибуты реального мира. «Диалектический материализм отвергает попытки строить учение о бытии спекулятивным путем. «Бытие вообще» – пустая абстракция». Исходя из этого, утверждалось, что материя объективна, т.е. существует независимо и вне нашего сознания. Научное познание есть прежде всего познание материи и конкретных форм ее проявления. Философами данного периода, которые стояли на иных позициях, было сразу отмечено, что такое понимание материи во многом перекликалось с аналогичными представлениями объективного идеализма. При таком подходе находит решение гносеологическая проблема обоснования принципа познаваемости мира, но остается неясным онтологический статус (призыв дополнить ленинское определение материи онтологическими характеристиками был очень популярен и в советской философии).

Категория бытия трактовалась как синоним объективной реальности, а онтология – как теория материального бытия. «Начиная построение онтологии с выдвижения «общих принципов бытия», относящихся к «миру в целом», философы фактически либо прибегали к произвольным спекуляциям, либо возводили в абсолют, «универсализировали», распространяли на весь мир вообще положения той или иной конкретно-научной„системы знаний. Так возникали натурфилософские онтологические концепции».

Категория субстанции при этом также оказывалась лишней, исторически устаревшей, и предлагалось говорить о субстанциальности материи. «Снятие» извечной философской проблемы противопоставления бытия и мышления осуществляется с помощью положения о совпадении законов мышления и законов бытия: диалектика понятий является отражением диалектики действительного мира, поэтому законы диалектики выполняют гносеологические функции.

Сильной стороной диалектического материализма стала ориентация на диалектику (при всей критике Гегеля), что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира. Оно было основано на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания.

Таким образом, мы видим, что для всех рассмотренных выше субстанциальных концепций характерным является монистическое представление о мире, т.е. положительное решение вопроса о единстве мира, хотя в это вкладывалось различное содержание.

 

 

ДИАЛЕКТИКА

 

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу) философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода.

Исходно в античности – искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектичность сущего, не укладывающегося в логику понятий. У Платона диалектика понимается как характеристика движения и покоя, различия и тождества, а само бытие трактуется как активно самопротиворечивая раздельность. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме, диалектически трактовавшем основные иерархии бытия.

Именно в античной философии возникает понимание диалектики как характеристики сущего, суть которой в единстве и борьбе противоположностей, что в свою очередь является необходимым условием развития и движения.

Особое место диалектика приобретает в философских концепциях представителей немецкой трансцендентально-критической философии, так как именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии. Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения человеческой мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, истории, культуре. Диалектика – это рассмотрение мира как мира развивающегося, в котором законы мышления и бытия едины и определяются взаимодействием противоположностей. Противоречие в гегелевской системе – механизм протекания любого процесса. Гегель очень глубоко и конкретно охарактеризовал внутреннюю природу самого противоречия. Оно для него не просто отрицание той мысли, которая полагалась и утверждалась, это – двойное отрицание, то есть обнаружение противоречия и его разрешение, когда исходная антиномия одновременно осуществляется и снимается. Высшая ступень развития включает в себя, таким образом, низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры

Другая форма диалектики, также основанная на идее тождества мышления и бытия, – это марксистская материалистическая диалектика.

Марксизм в качестве носителя диалектики выбрал материю – нечто противостоящее человеку, лишенное человеческого смысла и, самое главное, сознания.

Диалектический материализм – самообзначениедиалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Ф. Энгельсом. Квинтэссенцией данной философской теории правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) Придание перманентным изменениям в обществе и природе статуса атрибутивных для реальности как таковой; 2) Природной реальности имманентно присущ внутренний механизм, потенциально содержащий как перспективу эволюции неорганического мира до состояния мира разумных людей, так и интенцию его последующей трансформации в коммунистическое общество, формирование которого означает завершение этапа предыстории людей; 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов диалектики – закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания. Исторические изменения универсума на разных этапах существования последнего не тождественны сами себе и могут менять собственную направленность и реальный смысл в предельно широком диапазоне (отрицание в состоянии и призвано отрицать самое себя).

 

 

СОЗНАНИЕ

 

В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. В современной европейской культуре существует большое количество определений сознания. Сознание есть связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, способность целенаправленно, творчески активно, опережающе и конструктивно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.

Сознание обладает определенными характерными чертами, наиболее важной из которых является:

· идеальное -понимается как специфический способ бытия объекта в психическом мире человека. Идеальноес одной стороны есть особая форма отражения объективного мира, а с другой, особая форма деятельности человека, в которой все изменения, преобразования осуществляются в форме бытия духовного (субъективная реальность) и целенаправленно регулирует объективно-реальные действия человека.

· творчески активное, т.е. сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в реальном мире не могло возникнуть.

· конструктивное сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

· целесообразное - направлено на достижение идеально сформулированной цели.

· самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении.Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Когда человек анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания это - рефлексии (отражения себя).

· универсальное взависимости от степени объективности, адекватности предмету, знание становится всеобщим.

· объективное, т.е. способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет по меркам его собственного вида.

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная системаречь, язык - специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. Отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание, и, наоборот.

Можно выделить ряд основных функций языка:

1. Обозначающая -слово, по сути, «замещает» предмет в сознании;

2. Куммулятивная. – в слове в сжатом виде отражается существенное в явлении;

3. Коммуникативная - язык выступает как средство общения людей;

4. Экспрессивная -язык выражает эмоционально-чувственное отношение к внешнему миру;

5. Интерактивная -речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.

При анализе сознания необходимо обратиться и к рассмотрению бессознательного, так как феномен бессознательного является объектом изучения рядом наук и участвует в функционировании психики человека в целом. Бессознательное это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся контролю со стороны сознания.

Бессознательное проявляется в различных формах – влечении, установке, ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состояниии др. С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от перенапряжения, автоматизируя человеческие действия и увеличивая творческие возможности человека. З. Фрейд на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важную роль бессознательного в психической деятельности человека, представил его в виде могущественной иррациональной силы, находящейся в противостоянии деятельности сознания. В современной философии и психологии бессознательное признается и широко используется не только в научном анализе, но и в практической медицине (метод психоанализа). Последователь и популяризатор концепции Фрейда К. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил в его структурах образы коллективного бессознательного — «архетипы». Архетипы представляют собой систему врожденных программ и установок, типических реакций, которые не определяются как социокультурные нормы, но исходят из глубинных представлений психической жизни человеческого рода. Они могут служить объяснительной моделью поведения человека и общества.

В структуре сознания можно вычленить следующие сферы: когнитивную, эмоциональную и мотивационно-волевую:

  Когнитивную сферу сознания составляют познавательные особенности субъекта, процесс познания и результат познавательной деятельности. Они образуют «левую половинку» нашего сознания, ориентированную, в первую очередь, на внешний предметный мир, и ее главной целью является адекватное отражение мира.

Эмоциональная сфера выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Она включает: собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость). При сильных переживаниях сознание вообще отключается.

  Мотивационно-волевая (или ценностно-смысловая) сфера «ответственна» за формирование мотивов, интересов, духовных идеалов личности в единстве со способностью достигать цель. Волевые действия, побуждая или тормозя активность субъекта, проявляются в ситуациях выбора мотивов и целей. В этой сфере формируются и развиваются ценности красоты, справедливости, добра, долга как форма согласования действительности с нашими идеалами, целями, убеждениями. Волевая и эмоциональная сфера образуют «правую половинку» сознания.

Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. Знания, эмоции, воля в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важных для человека функций.

Сознание выполняет следующие важные функции:

1. функция познания — верное, адекватное отражение действительности. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.

2. функция оценки получаемой информации. Человек оценивает степень адекватности и полноты полученных знаний.

3. функция накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей.

4. функция постановки цели. Человек строит модель «желаемого будущего» и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия.

5. конструктивно-творческаяфункция, заключается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового.

6. функцию управления - сознание регулирует, упорядочивает действия человека, а затем и действия человеческих коллективов.

7. функция связи - сознание, преобразуя мысль в слово, для того чтобы человек мог общаться с другими людьми.

В современной философии и науке сложились три типа наиболее перспективных программ изучения природы, сущности и содержания сознания.

Инструменталистские программы подходят к сознанию как к инструменту, средству, форме жизнедеятельности человека.С их помощью исследуются когнитивно-информационные механизмы сознания: извлечение и преобразование информации, а также распознавание образов, вычисление и координация операций. Знание этих механизмов крайне необходимо при анализе и планировании, управлении и принятии решений в практике, познании и обучении людей.

Интенционалистские программ ы (интенция – направленность) анализируют условия возможностей протекания процессов сознания. Одна и та же информация о мире может получать в сознании разные значения и названия в зависимости от того, на что направлено сознание, с кем или чем, каким предметом контактирует человек.

Кондиционалистские программы (conditio – условие) исследуют зависимость сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека.

 

 

ПОЗНАНИЕ

 

Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Знания – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Существуют различные виды познания: обыденное, основанное на повседневном опыте и здравом смысле, художественное, характеризующееся чувственно-образным отображением действительности, научное, основными чертами которого является системность и обоснованность, применение специально разработанных методов.

Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии — теории познания, или гносеологии (от греч. — знание и учение).

Исходную структуру познания представляет субъект-объектное (субъект – тот, кто познает, объект – то, что познается) отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии. Таким образом, основными вопросами гносеологии, от которых принципиально зависит существования знания, как такового: Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

В зависимости от решения этих вопросов в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Познавательный оптимизм – гносеологическая установка на познаваемость мира. В зависимости от гносеологической установки познание, дающее адекватную картину действительности, опирается на различные познавательные способности человека: чувства, разум, интуиция.

Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий) – признание относительности знания, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания. Как познавательная установка скептицизм зародился в рамках античной философии. Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. – рассматривающий, исследующий) – философской концепции, подвергающей сомнению возможность познания действительности. По мнению скептиков, обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным.

Агностицизм – (греч. agnostos – недоступный познанию) – философское воззрение, отрицающее познаваемость мира. Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить скорее как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элементы агностицизма содержались в релятивизме (от греч. – относительный) древнегреческих софистов – методологическом принципе, состоящем в признании относительности и условности всех наших знаний

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Основную роль однако выполняют чувственное и рациональное познание.

Чувственное, или сенситивное познание — это познание с помощью органов чувств. Оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это чувственный образ отдельного свойства предмета (его цвета, формы, вкуса и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. 

Более сложной формой чувственного познания является представление — сохранившийся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше. Представление — результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа предмета при его отсутствии в данный момент.

Важную роль в формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы можем представить место, где были раньше, событие, описанное в рассказе собеседника или в книге. Воображение и память формируют представление не только о реальном предмете, но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов.

Помимо чувственного познания, познавательная деятельность включает в себя и рациональное познание, которое, взаимодействуя с чувственным восприятием, дополняет и корректирует познавательный процесс и его результаты.

Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью только органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.

Рациональное познание, или абстрактное мышление, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.

На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах абстрактное мышление формирует понятие о свойствах, присущих определенному их множеству (например, круглое, холодное), о множестве предметов. Оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности. Таковы, например, философские категории «бытие», «объективная реальность», «движение», «общество». Являясь отвлечением, отходом от действительности, мышление вместе с тем и благодаря этому, способно выделять общие свойства, существенные связи вещей и процессов, устанавливать их причины, познавать законы движения и развития природы и общества, создавать целостную картину мира.

Мышление неразрывно связано с языком. Понятия, суждения, умозаключения выражаются в определенных языковых формах: словах и словосочетаниях, предложениях и их связях. Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.

Единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление имеет идеальную природу; язык — материальное явление. Он представляет собой систему звуков или знаков. Не отражая предметов, язык обозначает их, выступает их символом.

Чувственное и рациональное познание составляют стороны единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлению, но, также, восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию.

Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

Целью познавательных усилий является достижение истины, которая определяется, как правильное адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Проблема истины – одна из ведущих в гносеологии. Все проблемы философской теории познания так или иначе касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм ее существования.

В истории философии было выдвинуто несколько концепций истины. Концепция, рассматривающая, например, истину как соответствие знаний действительности, сложилась в Древней Греции. Эта концепция, признанная классической, принимается большинством философов. Различие между ними состоит в понимании действительности. Для Беркли и Маха действительность — это комбинация ощущений, для Платона – неизменные сверхчувственные идеи, для Гегеля – развивающийся мировой разум. В материалистических учениях действительность рассматривается как объективная реальность, существующая вне человека и независимо от него. При таком понимании истина — это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Согласно непозитивистской концепции когерентной истины (от лат. – срастаться, тесно соединяться), знание истинно, если оно внутренне согласованно, непротиворечиво. Истинность знания, утверждает, например, О. Нейрат, заключается не в том, что знание соответствует действительности, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему.

Для прагматистской концепции характерно отождествление истины с ее практической полезностью, эффективностью. Подчеркивая активную роль субъекта, представители прагматизма связывают истину с практической пользой, выгодой. Истина соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека.

Несмотря, таким образом, на многообразие вариантов решения проблемы истинности, важно для правильного ее понимания подчеркнуть следующее. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или неистинным, соответствовать объекту или не соответствовать ему. Поэтому, употребляя понятие «истина», следует иметь в виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: