Методика развития координационных способностей

Ловкость (координационные способности) - можно определить, как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции. В спортивной литературе к элементарным формам проявления координационных способностей относят:  к обучению новыми движениями; к дифференцированию различных параметров движения, ориентированию в пространстве; к равновесию; к координированию; приспособление к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач; к выполнению заданий в заданном ритме; к управлению временем двигательных реакций; предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом; рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном при этом пространственная и временная точность и их сочетание проявляются не только в стандартных, но и в переменных условиях. Проанализировав действия волейболистов во время игры, мы предлагаем для волейболистов три формы проявления координационных способностей. 1. – характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. 2. – пространственной точностью и координированностью движений в сжатые сроки. 3. – высшая степень ловкости – проявляется и в точности, и в координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.

Любое движение, любой технический приём строиться на основе старых координационных связей из знакомых волейболисту двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладеть новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен игроком. В связи с этим основная задача тренировки по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их овладению в более сложных двигательных навыков. Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее можно в значительной степени совершенствовать. В различные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей у юных волейболистов. Наиболее благоприятным периодом воспитания координационных способностей у юных волейболистов можно считать период от 10 до 14 лет, а в возрасте 15-17 лет их уровень развития приближается к показателям взрослого волейболиста. С этой целью на этапе начальной подготовки волейболистов могут быть использованы спортивные и подвижные игры, эстафеты, упражнения с мячами, прыжки через скакалку, слаломный бег с ведением мяча рукой или ногой, бег с преодолением препятствий, гимнастические и акробатические упражнения.

При выполнении координационных способностей используют следующие методические подходы:  

- Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности;

 - Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;

- Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: