Введение в курс химии или Правила игры.
§ Химия изучает вещества; их строение, свойства, получение и применение.
§ Вещества изучают, чтобы уметь их получать и правильно использовать.
§ В любой области человеческой деятельности (в том числе и в медицине) используются те или другие вещества, те или другие химические процессы.
Физика и химия являются основой для изучения биологии и прикладных наук медицинского направления.«Медик без довольного познания химии совершенен быть не может…» М.В. Ломоносов. Эти слова, сказанные в восемнадцатом веке гениальным русским ученым, не потеряли своей актуальности и сегодня. Всеми своими успехами современная медицина обязана в первую очередь химии. И если вы хотите связать свою жизнь с медициной нужно постараться как можно лучше освоить эту науку.
Одна из важных сторон учебного процесса состоит в том, чтобы научить студентов учиться.
Процесс обучения состоит из аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы. На занятиях (теоретических и практических) вы работаете и получаете текущие оценки. А дома вы выполняете внеаудиторную самостоятельную работу. И в конце каждой темы пишете рубежный (тематический) контроль. Рубежный контроль – это фактически защита вашей самостоятельной внеаудиторной работы и работы на занятиях, это ваша основная оценка. Оценки за работу на занятиях и за внеаудиторную роботу – текущие, они не пересдаются. Они влияют на итоговую по теме, но определяет оценку за тему – результат рубежного контроля. Если итоговая за тему «2», то ее надо пересдавать.
Помните, что основа прочных знаний и хороших оценок - самостоятельная работа студента!
Учебный план дисциплины Химия включает в себя 117 часов аудиторной работы и 58 часов внеаудиторной, т.е. домашней работы.
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
• Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., Просвещение, 2017.
• Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., Просвещение, 2017.
• Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., Просвещение, 2017.
• Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., Просвещение, 2017
Дополнительные источники:
• Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 10 и 11 кл. /Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г./ - М. Просвещение, 2014.
• Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Пол ред. Ю.А.Ершова - Москва, Высшая школа, 1993 г.
• Садовничая и др. Биофизическая химия, М., Медицина, 1996
• Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. «Биоорганическая химия», М., Медицина, 1985
• Фролов Ю.Г. Курс коллоидной химии. Поверхностные явления и дисперсные системы. 1982
• Химия. 10 и 11 класс. Углубленный уровень: учебник / Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Дроздов А.А., Лунин В.В., М., Дрофа, 2014.
• Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
• Образовательный ресурс по химии «Алхимик»
http://www.alhimik.ru/
• Сайт дистанционного образования, телешкола
§ http://www Internet-school.ru.
• Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» http://www.youtube.com/watch?v=6Y19QgS5V5E.
• Доступная химия для всех
http://www. Сhemistry.videouroki. net
• Видео уроки по химии URL
http://www.videouroki. net/filecom.php? fileid=98665112
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http: //school-collection.edu.ru
Для тех у кого проблемы со школьной химией очень рекомендую:
Репетитор по химии «День знаний» https://www.youtube.com/watch?v=A4M8NPK2eW8
Но главный источник информации для вас: наша группа vk.com, которая называется «КМК. Химия.1 курс». На этой странице по каждой теме публикуются тексты лекций по всем темам курса, требования к знаниям и умениям, методические указания по выполнению внеаудиторных работ, ссылки на учебные видеоролики и тесты для подготовки к рубежному контролю.
Тексты лекций (теория) распечатываем и собираем в папку. С распечатанными текстами удобно работать с помощью цветных карандашей, потому что так задействуется разные виды памяти. Прежде чем приступать к чтению лекции и выполнению внеаудиторной работы в «Методических рекомендациях» просмотрите внимательно требования к знаниям и умениям по данной теме.
Для работы на занятиях нужна рабочая тетрадь. Толстая. На 96 листов. Тетрадь должна быть подписана. Каждая запись в тетради начинается с указания числа. В тетради ведутся записи во время аудиторных занятий и при выполнении внеаудиторной работы. Форма записи в тетради произвольная. Это РАБОЧАЯ тетрадь. Эта тетрадь не проверяется, но могут проверяться отдельные работы.
Но обязательно проверяются отчеты о выполнении ВСР. Отчеты о выполненной внеаудиторной самостоятельной работе (ВСР) в виде выполненных упражнений или задач, составленных алгоритмов или отчетов о проведении домашнего эксперимента должен быть правильно оформлен и написан на отдельных листах (формат А-4). В начале каждой ВСР должна быть указана тема и цели работы, согласно методическим указаниям.
Например, записываете:
20.09.20 Внеаудиторная самостоятельная работа №1
Студентки 11сб Ивановой Марии
Тема: 1.1. Основные понятия и законы химии.
Надо знать: …
Надо уметь: …
Затем выполняются задания.
Сначала вы читаете теоретический материал (полностью или часть, лекцию или учебник) который указан в Методических рекомендациях. При чтении обращаете внимание на определения новых понятий. Для каждой темы список таких понятий дан в «Методических рекомендациях к выполнению ВСР №…», но его можно дополнить по своему усмотрению. Эти понятия нужно сразу выделять в тексте, а потом выписать в рабочую тетрадь. Рядом можно оставить место, а затем дополнить свои записи из других источников. Такой словарь терминов называют глоссарием.
Если в данной работе есть вопросы, на которые надо ответить, то прочитайте материал второй раз - и найдите ответы на вопросы. Запишите эти ответы в тетрадь. Старайтесь не переписывать учебник, а сами формулировать ответ на заданный вопрос самостоятельно.
Затем выполняются остальные задания: решаете упражнения и задачи, составляете алгоритмы и проводите опыты. Внимательно читайте задания, пользуйтесь для решения алгоритмами, образцами решения задач. Более подробная информация приведена в соответствующих методических рекомендациях. Выполненные задания (за исключением словаря) аккуратно переписываете на подготовленные листы. Листы, на которых вы выполняете задания могут быть в клетку или в линейку, чтобы записи были более аккуратными, пишете от руки на одной стороне листа. Листы нумеруют и вкладывают в файл. ВСР надо выполнить и сдать до написания рубежного контроля по теме.
Эти файлы с выполненными работами после проверки помещают в папку для самостоятельных работ. Первый лист в папке – титульный. Например:
ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»
Папка для внеаудиторных самостоятельных
работ по химии.
студента 12сб
Сидорова Петра Александровича
Симферополь 2018-19 уч. год.
На второй странице должен быть перечень внеаудиторных работ за год.
№ п/п | Тема | оценка |
1 | Основные понятия и законы химии | |
2 | Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева | |
3 | Строение вещества | |
4 | Закономерности химических процессов | |
5 | Растворы. Электролитическая диссоциация | |
6 | Дисперсные системы. | |
7 | Химия металлов и их соединений | |
8 | Химия неметаллов и их соединений | |
9 | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | |
10 | Углеводороды и их природные источники | |
11 | Кислородсодержащие органические вещества (спирты, альдегиды, кислоты) | |
12 | Сложные кислородсодержащие органические соединения (жиры, углеводы) | |
13 | Азотсодержащие органические соединения (амины, аминокислоты, белки, нуклеотиды) | |
14 | Роль химии |
Критерии оценки внеаудиторной работы:
«5» - работа сдана своевременно, выполнены все задания, работа выполнена самостоятельно, без существенных ошибок
«4» - работа сдана с небольшим опозданием (1-3 дня), выполнены все задания, работа выполнена самостоятельно, но или есть 1-2 грубые ошибки или множество мелких, или однотипных ошибок.
«3» - работа сдана значительно позже указанного срока (более 3-х дней), выполнены не все задания (но более 70%), выполнена не самостоятельно (рубеж написан на «2») или много грубых ошибок (более 2-х).
«2» - работа не выполнена, или выполнено менее 70%.