Использование дифференциации и индивидуализации

Выявление и развитие способностей учащихся по математике

Денисова Елена Леонидовна, учитель математики МБОУ «СОШ № 12»

 

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

Система образования должна быть тем звеном, где созданы все условия для развития самостоятельного и нестандартного мышления, условия, обеспечивающие здоровый интеллектуальный климат класса, условия, формирующие творческую личность ребенка с учетом своеобразия его индивидуальности.

Большое значение имеет раннее выявление и развитие способностей с самого детства. Главная роль, конечно, в это время отводится родителям. Дома должны быть созданы наилучшие условия для развития способностей детей. Хорошая библиотека, развивающие игры, развитие моторики рук и связанная с ними умственная деятельность, все это отправные точки успешного развития ребенка. Развитие логического мышления, наблюдательности, памяти, зависит от систематических и целенаправленных занятий с ребенком. Здоровье любого ребенка тоже играет важную роль, оно является необходимым условием для физического, психического и умственного развития ребенка. Свою роль играет микроклимат семьи.

Уже в детском саду подготовка должна состоять в целенаправленном развитии ребенка, особенно познавательных способностей (памяти, мышления, речи) и воспитание таких качеств, как внимательность, наблюдательность, усидчивость, аккуратность, коллективизм. Наряду с мыслительными операциями должны формироваться практические умения и навыки: рисование простейших фигур и орнаментов в тетради, вычерчивание отрезков от руки и помощью линейки, умение вырезать фигуры по контуру, путем перегибания листа бумаги получать различные геометрические фигуры, понимать такие отношения, как «больше, меньше», «уже, шире».

Наблюдения, постоянные занятия с детьми показывают, что кто-то из детей лучше запоминает цифры, числа, понимает действия с ними, быстро устно считает, сравнивает и вообще более смекалист, логически умеет делать правильные выводы, быстро запоминает таблицу умножения, понимает принцип поразрядного сложения. Такие дети успешно усваивают программу начальных классов. Зная, что 4 класс на будущий год возьму как учитель математики, стараюсь посетить уроки, познакомиться с детьми поближе. Вопросам преемственности уделяю особое внимание, чтобы смягчить переход от младшей ступени на старшую ступень. Поддерживаю связь с учителями начальных классов постоянно, как руководитель МО и как учитель математики, всегда интересуюсь успехами детей именно по математике, за их продвижением. Чтобы добиться или почувствовать себя обладателем математических задатков, это надо много трудиться, решать большое разнообразие задач постоянно, без такого систематического труда и тренировок трудно ждать каких-то результатов.

На первом этапе развития одаренности деятельность носит репродуктивный характер. Постепенно элементы творчества в деятельности возрастают по мере общего развития ребенка и его способностей. Чем ярче и раньше выступают оригинальные творческие элементы, тем больше оснований для признания одаренности. В процессе обучения и воспитания можно создать наиболее оптимальные условия для быстрого перехода способности с одного уровня на другой, более высокий уровень развития. Для этого необходимо, во-первых, заинтересовать ребенка творческой работой. Во-вторых, научить его владеть основными способами творческого решения вопросов, в-третьих, предоставить самим школьникам возможность для проявления большей активности и самостоятельности в решении учебных и других задач.

Надо ставить проблемные вопросы, возбуждать активность и воображение учащихся, формировать метод подхода к решению поставленного вопроса. Важно обобщать способ решения задачи, для этого необходимо дать различные варианты типовой задачи и показать, что есть общего и что особенного во всех и каждой из решенных задач.

Решение задачи самостоятельно имеет большое значение, радость от решения задачи служит своеобразным стимулом к дальнейшим продвижениям, все это формирует характер, трудолюбие, обостряет творческие способности.

Способы стимулирования творческих способностей:

ü обеспечение благоприятной атмосферы;

ü доброжелательность со стороны учителя, отказ от критики в адрес ребёнка;

ü присутствие во время учебной и внеурочной деятельности моментов для развития творчества, нестандартного решения задач и логических головоломок;

ü поощрение высказывания оригинальных идей;

ü использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Эффективны по выявлению и развитию способностей учащихся следующие виды и формы организации  деятельности:

1. Использование дифференциации и индивидуализации

2. Нетрадиционные формы проведения уроков

3. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности

4. Проектная деятельность

5. Внеклассная работа, в т.ч. участие в олимпиадах, конкурсах и т. д.

 

Использование дифференциации и индивидуализации

Одно из главных противоречий в образовании - между разнообразием интересов и способностей учащихся, с одной стороны, и единым для всех образовательным стандартом с другой, - легко устраняется, если использовать в работе идеи дифференциации и индивидуализации обучения.

В рамках классно-урочной системы организую работу с классом таким образом, что практически всегда выделяю время для индивидуальной работы с учащимися.

На уроках происходит обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся. Первая половина урока проходит традиционно: происходит организация познавательной деятельности учащихся. На уроке это может быть работа с текстом, образцами решения задач, алгоритмами, математическими моделями.

Вторая часть предполагает интеллектуально-преобразовательскую деятельность учащихся, в ходе которой они преобразовывают тот материал, с которым познакомились на уроке. В зависимости от цели урока форма работы с учащимися может быть индивидуальной, парной, групповой, а могут присутствовать все формы, т. е. кто-то работает индивидуально, кто-то в парах, кто-то в группе, но все учащиеся работают самостоятельно в течение установленного времени. Задания, предлагаемые учащимся, носят разноуровневый характер, как по объему, так и по степени сложности и могут быть репродуктивными, продуктивными или импровизационными, т. е. учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Иногда я предлагаю учащимся выбрать задания по степени трудности и с учетом личностных особенностей, т. к. считаю, что развитие способностей наиболее эффективно, если давать ребенку возможность работать на том уровне, который доступен ему на данный момент. Интересно, что учащиеся в основном выбирают себе задания, адекватные своим способностям.

Все это позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учитывается влияние индивидуальных особенностей учащихся и условий протекания их деятельности. Планируя урок, я предоставляю возможность учащимся работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством.

Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность выбора тех или иных задач, каждая из которых оценена определенным баллом или уровнем. Нужно знать и выяснять не то, что ученик не знает, а то, что он знает. Тогда у ученика будет вера в себя, в свои возможности, а оценка - отражать истинный уровень знаний школьника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: