Нетрадиционные формы урока

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-соревнование, урок-игра, видео-урок, урок-консультация, урок-проект, урок-путешествие, урок-конференция и другие формы занятий (устный журнал, смотр знаний, зачет).

Можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное - эффективные. Но не следует часто проводить нетрадиционные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится. Да и много подготовительной работы требуется от учителя и, соответственно, времени, чего очень не хватает.

 

Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

В современной школе особое значение приобретает игра, применение игровых технологий; служит сильным мотивационным фактором для развития устной и письменной речи; позволяет более успешно привлекать внимание детей и дольше его удерживать; стимулирует творческие возможности, развивает воображение; устанавливает связи между миром фантазии и реальным миром ребенка; расширяет его социальный опыт.

Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам, они выполняют множество функций в процессе развития ребенка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

На занятиях используются: дидактические, развивающие, обучающие и контролирующие игры, игровые моменты и ситуации, уроки в форме игры.

Проводим так называемые динамические паузы, физкультминутки. Динамическая пауза, замечательный вид релаксации. Он вызывает много позитивных эмоций. Обычно проводим в 5-6классах, дети выполняют небольшие упражнения, чтобы убить двух зайцев: отдохнуть, и в тоже время  выполняются определенные, связанные с темой урока задания. Например, когда называется, дробное число - хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, если называется целое число, топать ногами, если положительное число и т.д. Такие игровые задания весело и непринужденно развивают внимание у детей, умение слушать, тренируют речевую и двигательную активность, дают радостные моменты на уроках.

 

Проектная деятельность

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, творческого мышления, формирование коммуникативных компетенций. Результаты проектов должны быть наглядны, осязаемы, то есть должны быть конкретные решения, конкретные результаты. Существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад, выпуск газеты, презентация и т. д.).

В процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся.

В математике метод проектов можно использовать в рамках программного материала фактически по многим темам, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Работа над проектом приобщает ученика к самостоятельному поиску знаний, к творческому мышлению, формированию своей точки зрения и умения ее отстаивать, выдвигать гипотезы, находить рациональные решения. Ученик учится методам исследования, видит актуальность темы. Учится планировать и осуществлять свой замысел.

Итак, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому - более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся ищут с интересом материал, воспринимая проектную работу с большой ответственностью. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Ученики рано учатся работать со словарями, справочной литературой, бумажными и электронными носителями составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в будущей жизни.

 

Внеклассная работа.

Повышать интерес к математике и развивать математические способности, а тем более, раскрывать перед учащимися содержание и красоту математики можно только на основе хорошего математического содержания внеклассных мероприятий.

Кружки, факультативы, олимпиады, КВН, различные математические мероприятия, выпуск математических газет, участие в неделе математики, все это также способствует развитию математических способностей учащихся, так как для подготовки к этим мероприятиям необходимо самостоятельно ответить на поставленные вопросы, подобрать материал, задуматься над той или иной проблемой. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.

 

Вывод: Формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самостоятельную деятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления и  формирования ее творческого потенциала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: