Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания

АЛГОРИТМ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование: сущность, методологический аппарат

1. Наука и научный поиск.

2. Функции науки и формы научного познания.

3. Понятие исследования, типология исследований.

4. Теоретические и эмпирические исследования.

5. Фундаментальные, прикладные исследования и разработки.

6. Структура научного исследования. Сущность и специфика педагогического исследования.

7. Методология как "знание о знании" и как система методов и исследовательских процедур.

8. Исследовательские подходы.

9. Методологическая рефлексия и основные элементы методологического аппарата исследования.

10. Обоснование актуальности исследования.

11. Проблема и тема исследования.

12. Объект и предмет исследования.

13. Цели, задачи, гипотеза в исследовании.

14. Логика исследования, его основные этапы.

15. Взаимосвязь основных методологических характеристик исследования.

Основные понятия: наука, научный факт, понятие, закономерность, теория; научное исследование; системный, комплексный, личностный, деятельностный подходы в исследовании; методология; методологические характеристики исследования; актуальность, проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза; научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Методы научного исследования

1. Понятие о методах исследования.

2. Теоретические и эмпирические, математические и статистические методы исследования.

3. Общенаучные и собственно профильные методы исследования.

4. Психологические и социологические методы в исследовании.

5. Функции и возможности теоретических методов.

6. Анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, абстрагирование, идеализация и другие методы теоретического анализа.

7. Терминологический анализ и моделирование в исследовании.

8. Статические модели и мысленный эксперимент.

9. Эмпирические методы в исследовании как способы сбора информации о фактах.

10. Изучение и анализ литературных источников.

11. Наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертиза в исследовании.

12. Инструментарий исследования (анкеты, тесты, опросники и т. д.).

13. Математические и статистические методы в исследовании.

14. Понятие об описательной и индуктивной статистике и их функциях в исследовании.

15. Эксперимент: сущность и специфика.

16. Виды эксперимента.

17. Понятие о переменных, экспериментальных объектах.

Основные понятия: анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, идеализация; понятийный аппарат исследования и терминологический анализ; моделирование, статическая модель, динамическая модель; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование; контент-анализ; экспертиза; измерение; индуктивная статистика, описательная статистика; корреляционный и факторный анализ; эксперимент, естественный и лабораторный эксперименты; переменные; выборка; респондент; репрезентативность.

Организация опытно-экспериментальной работы в исследовании

1. Формулирование проблемы, темы, гипотезы и других методологических характеристик исследования.

2. Разработка программы опытно-экспериментальной работы: выбор экспериментальных объектов; разработка критериальной базы; выбор методик анализа исходного и конечного состояния объектов; определение временных интервалов, этапов опытной работы, исполнителей и т. д.

3. Пилотажное исследование.

4. Выбор экспериментального плана.

5. Классический и факторный эксперименты.

6. Содержание и функции констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

7. Социально-психологические и организационные условия реализации идеи эксперимента.

8. Проблема обобщения, описания и распространения итогов экспериментальной работы.

Основные понятия: опытно-экспериментальная работа; критерии и показатели; констатирующий и формирующий этапы эксперимента; классический, перекрестный, факторный эксперименты; контрольная группа, экспериментальная группа; психологические и организационные условия экспериментальной работы; обобщение (генерализация) результатов исследования.

Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования

1. Оформление и представление итогов научной работы

2. Упорядочение, систематизация фактов, идей, положений.

3. Типы данных и их статистическая обработка.

4. Первичная и вторичная информация.

5. Основные формы представления данных: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и т.п.

6. Анализ и интерпретация результатов и формулирование выводов.

7. Понятие квалификационной работы: основные требования к содержанию и оформлению.

8. План научной работы и рубрикация как выражение композиционной структуры текста.

9. Научный текст и научный стиль речи: лексика, терминология, синтаксические конструкции; устойчивые формы и клише.

10. Редактирование и саморедактирование текста.

11. Справочно-библиографический аппарат научного текста; цитация.

12. Защита работы как стандартная процедура представления результатов исследования.

Основные понятия: систематизация; количественные и качественные данные; индивидуальная (первичная) информация, совокупная (вторичная) информация; научный текст, форма научного текста, научный стиль; экстралингвистические средства научного текста; интерпретация и обобщение; выводы и научно-практические рекомендации; квалификационная работа; библиографический аппарат; предзащита и защита работы; рецензирование; научный доклад.

 



АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ

(ЯЗЫКОВОЙ И СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТЫ)

Организация работы

Структура и язык

Основные правила оформления текста

Научный стиль работы

Подготовка к устному выступлению с защитой работы

Список литературы, рекомендованный для использования при написании работы

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

 

Выбор темы и ее формулировка Отбор источников и литературы Составление плана Накопление фактического материала Цитаты Письменное изложение результатов работы

 

Выбор темы и ее формулировка

Основанием выбора темы является ИНТЕРЕС автора к той или иной проблеме и АКТУАЛЬНОСТЬ, значимость данной проблемы и НАЛИЧИЕ круга ИСТОЧНИКОВ. Проблема обязательно должна содержать элемент новизны, ориентировать на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса.

От правильно сформулированной темы зависит успех всей работы. Учесть не только личные интересы, но и реальные возможности выполнения самостоятельной работы поможет консультация руководителя. Формулировка темы должна ориентировать на максимально самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу, из заголовка должно быть ясно, что является КОНКРЕТНЫМ ПРЕДМЕТОМ исследования, круг рассматриваемых проблем. Первоначально сформулированная тема может уточняться, корректироваться в ходе сбора материала.

Отбор источников и литературы

Поиск литературы по теме – это фундамент для написания работы и достаточно сложный процесс, происходит он ПОД РУКОВОДСТВОМ научного руководителя. Источниками поиска могут быть: справочно-библиографические каталоги, картотеки в читальных залах библиотек, консультации библиографа, новейшие компьютерные технологии.

Затем составляют список используемой для написания литературы по следующему правилу: Порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). Место (город) издания. Год издания – цифра без буквы «г.». Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.

Статья из сборника записывается так:

Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.

Статья из журнала или газеты:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: