Оформление иллюстраций

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1. Условное сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис. 3. Схема структуры управления ООО «Пульс».

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РАБОТЫ

Во время работы особые затруднения вызывают поиски адекватных «наукообразных» выражений, и поэтому следует познакомиться с языковыми клише научного стиля, которые могут пригодиться в различных компонентах жанра.

Смысловой компонент Клише научного стиля
Актуальность проблемы (темы) В современной … науке особенную остроту приобретает тема … актуальна проблема …, внимание ученых, критиков и т.д. привлекают вопросы …
Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) Существует обширная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии). Эта проблема рассматривается в следующих работах …
Описание основных подходов Среди ученых, занимающихся проблемой …, нет единой концепции … Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существует (три …) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах …, в основе второго лежит концепция, третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения.
Изложение сущности различных точек зрения Одна из точек зрения принадлежит … и заключается в … Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает … Этой точки зрения придерживается … Третий подход представлен в работах … и сводится к … Автор … считает, что … Автор выдвигает положение, концепцию, теорию…, как считает …, по мнению …, с точки зрения … Сущность (суть), основное положение … состоит, заключается …, сводится Согласно теории, концепции, трактовке …, согласно точке зрения …, согласно мнению…
Сравнение точек зрения Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением …, придерживается тех же взглядов, что и …, позиция автора близка взглядам … Автор опирается на концепцию … Автор является представителем школы … Автор разделяет мнение … по вопросу …… объединяет … во взглядах на … (Кто) по своей позиции близок … (Кто) так же, как и …, утверждает … Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу … Различие. Точка зрения … коренным образом отличается от взглядов (кого на что), значительно (незначительно, принципиально) отличается от … (Что) диаметрально противоположно … (Что) отличается (от чего) тем, что… Если … утверждает …, то (кто) считает, что…
Отношение к рассматриваемым точкам зрения Согласие / несогласие. Трудно согласиться с.... Трудно принять точку зрения… Нельзя принять утверждение…, потому что… Можно согласиться … Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы… Нельзя не отметить достоинство …
Мотивированный выбор точки зрения Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения Таким образом, можно остановиться на …, так как … Мы принимаем точку зрения … исходя из следующих соображений… Мы считаем наиболее убедительными аргументы … Неоспоримость доводов … заключается в том, что … Описание результатов экспериментов … представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения …

 

ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ (АЛГОРИТМ САМОПРОВЕРКИ)

К защите работы необходимо заранее подготовиться: составить тезисы сообщения (кратко сформулированные основные положения), в которых логично и убедительно изложить ЦЕЛЬ проделанной работы, ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ содержания темы, сообщить ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, мнения ученых, специалистов и СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ по исследуемой теме. Можно проиллюстрировать свое сообщение таблицами, картами, рисунками (на ватмане в большом масштабе или размножить заранее для всех членов комиссии). Отвечать на вопросы комиссии нужно спокойно и доказательно.

Для удобства оценивания работы (в принятой системе) рекомендуется воспользоваться следующей оценочной таблицей:

 

Критерии оценки

Ф.И.О. членов комиссии или их номера по протоколу (список прилагается)

1 2 3 4 5 6
Актуальность проблемы            
Степень раскрытия темы            
Проявление творческих, исследовательских способностей            
Краткость и грамотность изложения сути исследования, проблемы            
Умение вести дискуссию (аргументировать выводы и суждения)            
Уровень подготовки по курсу, проявленный во время выступления и ответов на вопросы членов комиссии            
Степень выраженности высокого уровня знаний и умений по курсу, проявленная в данной работе            
Культура, эстетика оформления материала            
Итоги тестовых заданий по курсу и др.            
Итоговая средняя оценка:            

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. Минск, 1988, 204 с.

2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999, 460 с.

3. ГОСТ 6.30-97. УСД. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М., 2000, 24 с. (Подраздел Т 62: ГОСТ 7.9-77 «Реферат и аннотация»)

4. ГОСТ 7.12-93. Система информационно-библиографической документации. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила. М., 1995.

5. Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Киев, 1993, 128 с.

6. Доблаев Л.А. Анализ и понимание текста. Саратов, 1987, 71 с.

7. Журавлева О.Н. Подготовка ученического реферата по истории. СПб, 2000, 34 с.

8. Комышев А.П. Основы документационного обеспечения управления. М., 2000, 224 с.

9. Навлова В.П. Обучение конспектированию. М., 1983, 97 с.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: