Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи

Составление плана работы

После решения и обсуждения с руководителем, какие вопросы и в какой последовательности необходимо раскрыть в работе, составляется в произвольной форме РАБОЧИЙ ПЛАН, который уточняется в ходе написания.

Основные пункты плана должны быть представлены в виде завершенной мысли. План может составляться на основе хронологического или проблемного подходов к рассмотрению того или иного явления, процесса. На основании плана ведется отбор необходимого материала, определяется деление текста на логические элементы и даются названия частям и составляется содержание (оглавление).

 

Накопление фактического материала

Диссертационное исследование – это НЕ ПРОСТОЙ КОНСПЕКТ КНИГ! Оно предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственное рассуждение автора на базе содержащихся в литературе сведений.

Изучение разнообразных источников по изучаемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использование непроверенных или недостоверных фактов. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречие, возможно логично изложить разные сведения, признать одно мнение спорным, а правоту других попытаться аргументировать и обосновать свою позицию.

Источниками информации являются: научная и художественная литература, энциклопедии, словари, газеты, журналы и т.д. При их прочтении удобно пользоваться пронумерованными закладками, которые помогут легче ориентироваться в тексте. Нельзя делать пометки в тексте или загибать страницы. Значение новых терминов, фамилии неизвестных людей уточняются по справочникам и энциклопедиям.

На отдельных карточках помещаются цитаты.

Цитаты (от лат.слова «цито» - призываю в свидетели), то есть дословно выписанные части авторского текста. В цитате обязательно сохраняются все особенности языка, орфографии, синтаксиса, пропуски отмечаются многоточием. Все выписки сопровождаются указанием страниц цитируемых отрывков. «Как правило, цитируются основные идеи произведения, оценки автора, имеющие важное значение для раскрытия темы. Цитаты воспроизводятся точно по тексту, он и заключаются в кавычки…». Выделение автором определенных слов в цитируемом отрывке обязательно оговаривается поясняющим текстом в скобках с указанием инициаловреферента. Ссылки на литературу, с которой автор не работал, не допускаются.

При изучении печатных источников не следует механически переписывать целые абзацы, фразы. Следует делать КОНСПЕКТИРОВАНИЕ – краткое, лаконичное изложение основного смысла (ДОМИНАНТЫ) текста. В буквальном смысле «конспект» означает «обзор».

Главной является информация, имеющая наиболее важное значение для раскрытия вопроса, темы, проблемы. Главную информацию лучше записывать полностью, иногда – дословно (цитатой).

Вспомогательную (для понимания материала и для лучшей ориентации в тексте) информацию опускаем.

Основное содержание конспекта составляет второстепенная информация (поясняющая, уточняющая главную): переработка ее, обобщение, представление в виде тезисов, аргументов и выводов, изложение результатов в таблицах, схемах, диаграммах и т.д.

СТРУКТУРА И ЯЗЫК РАБОТЫ

Введение

Основная часть

Заключение

Содержание (оглавление)

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее АКТУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ АВТОРА В ЕЕ ИССЛЕДОВАНИИ, отмечается ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить и т.п. Также дается краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовилось исследование. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы. Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ НАД ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ, когда будут точно видны ее результаты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается СУТЬ ПРОБЛЕМЫ, РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА НЕЕ, СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРА. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ЯСНЫЕ ОТВЕТЫ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ В ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСЫ, делаются СОБСТВЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

 

СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)

Содержание (оглавление) – это перечисление глав с указанием страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………………………………….   2

Введение…………………………………………………………………………………..   3

Глава 1. Название главы………………………………………………………………….       

      Название параграфа (подглавы)……………………………………………….…      

Глава П. Название главы……………………………………………………      

           и т.д.

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………….

Приложения………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор (см. список к данной работе). Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии и т.д. Приложения могут располагаться в тексте основной части или в конце всей работы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем не включаются.

ЯЗЫК

Язык должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем …». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется…», «Думается, что…», «На наш взгляд …».

В качестве языковых средств связи в тексте используются такие выражения: прежде всего…, следовательно…, тем не менее…, остановимся на…, во-первых… и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени.

Письменное изложение результатов работы


После сбора достаточного материала можно приступить к написанию текста. Основной лейтмотив данного вида работы: «Не бездумное переписывание отрывков из имеющихся исследований, а тщательный отбор и систематизация материала, выражение критической собственной оценки по отношению к тем или иным сведениям и суждениям».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: