Регулярность – нерегулярность

 

  Признаки регулярного ритма Признаки нерегулярного ритма
Деление длительностей бинарность произвольность
Ритмические рисунки повторность перменность
Размер простой, сложный, однородный смешанный
Мотив согласование с тактом несогласование с тактом
Соотношение голосов отсутствие полиритмии полиритмия
Структура квадратность тактовых группировок неквадратность тактовых группировок

 

Акцентность – безакцентность

Акцент – выделение звука или созвучия.

Акцентность – качество звучания с явно ощущаемыми, подчеркнутыми акцентами.

Безакцентность – качество звучания с замаскированными, не выявленными акцентами.

Связь с жанрами

акцентность                                                                                     безакцентность

 ↓                                                                                                             ↓

моторные жанры                                                           вокально-речевые жанры

Композиционный ритм – закономерность чередования построений, их масштабное соотношение в композиции.

Секвенция

Секвенция – перемещения какого-либо мелодического или гармонического оборота по ступеням одной тональности или по разным тональностям. Перемещаемый оборот называется мотивом секвенции. Каждое конкретное перемещение – звеном секвенции. Интервал, на который перемещается оборот – шаг секвенции. Секвенции бывают тональными (диатоническими) и модулирующими.

Тональная (диатоническая) секвенция – мотив перемещается по ступеням одной тональности. Сохраняются: лад, ступеневая величина интервалов и аккордов. Изменяются: тоновая величина интервалов и аккордов, функции аккордов.

Модулирующие секвенции делятся на модулирующие по родственным тональностям и по равновеликим интервалам.

Модулирующие по родственным тональностям – мотив перемещается по тональности в строгом соответствии с родством с главной тональностью. Сохраняются: функции аккордов, ступеневая величина интервалов и аккордов, значение главной тональности. Изменяются: лад, тоновая величина интервалов и аккордов.

Модулирующие по равновеликим тональностям – мотив переносится на заданный интервал. Отсутствует ощущение главной тональности. Сохраняются и изменяются те же параметры, что и у модулирующей секвенции по родственным тональностям. В зависимости от направления движения секвенции бывают восходящими и нисходящими.

Каденции

Каденция – заключительный мелодико-гармонический оборот. По местоположению каденции делятся на:

1. срединную (между предложениями, для восьми тактового периода – 4 такт);

2. заключительную (в конце музыкального построения, для восьми тактового периода – 7-8 такты);

3. вторгающуюся (конец одного построения совпадает с началом следующего);

4. дополнительную (чаще всего плагальная с использованием аккордов IV64 иII2).

По степени устойчивости делятся на:

устойчивые неустойчивые (половинные, полкаденции)
S-T плагальная T-S полуплагальная
D-T автентическая T-D полуавтентическая
S-D-T полная каденция или полный оборот D7=VI53 прерванная каденция или прерванный оборот

Устойчивые каденции по степени совершенности делятся на:

совершенные несовершенные
1. заключительная тоника взята на сильную долю;

 

 

Если хотя бы одно из условий не выполняется, каденция признается несовершенной.

2.  заключительная тоника в мелодическом положении примы;
3. в басу скачок основных тонов, т.е. каждый аккорд в каденции взят в основном виде.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: