Признаки регулярного ритма | Признаки нерегулярного ритма | |
Деление длительностей | бинарность | произвольность |
Ритмические рисунки | повторность | перменность |
Размер | простой, сложный, однородный | смешанный |
Мотив | согласование с тактом | несогласование с тактом |
Соотношение голосов | отсутствие полиритмии | полиритмия |
Структура | квадратность тактовых группировок | неквадратность тактовых группировок |
Акцентность – безакцентность
Акцент – выделение звука или созвучия.
Акцентность – качество звучания с явно ощущаемыми, подчеркнутыми акцентами.
Безакцентность – качество звучания с замаскированными, не выявленными акцентами.
Связь с жанрами
акцентность безакцентность
↓ ↓
моторные жанры вокально-речевые жанры
|
|
Композиционный ритм – закономерность чередования построений, их масштабное соотношение в композиции.
Секвенция
Секвенция – перемещения какого-либо мелодического или гармонического оборота по ступеням одной тональности или по разным тональностям. Перемещаемый оборот называется мотивом секвенции. Каждое конкретное перемещение – звеном секвенции. Интервал, на который перемещается оборот – шаг секвенции. Секвенции бывают тональными (диатоническими) и модулирующими.
Тональная (диатоническая) секвенция – мотив перемещается по ступеням одной тональности. Сохраняются: лад, ступеневая величина интервалов и аккордов. Изменяются: тоновая величина интервалов и аккордов, функции аккордов.
Модулирующие секвенции делятся на модулирующие по родственным тональностям и по равновеликим интервалам.
Модулирующие по родственным тональностям – мотив перемещается по тональности в строгом соответствии с родством с главной тональностью. Сохраняются: функции аккордов, ступеневая величина интервалов и аккордов, значение главной тональности. Изменяются: лад, тоновая величина интервалов и аккордов.
Модулирующие по равновеликим тональностям – мотив переносится на заданный интервал. Отсутствует ощущение главной тональности. Сохраняются и изменяются те же параметры, что и у модулирующей секвенции по родственным тональностям. В зависимости от направления движения секвенции бывают восходящими и нисходящими.
Каденции
Каденция – заключительный мелодико-гармонический оборот. По местоположению каденции делятся на:
|
|
1. срединную (между предложениями, для восьми тактового периода – 4 такт);
2. заключительную (в конце музыкального построения, для восьми тактового периода – 7-8 такты);
3. вторгающуюся (конец одного построения совпадает с началом следующего);
4. дополнительную (чаще всего плагальная с использованием аккордов IV64 иII2).
По степени устойчивости делятся на:
устойчивые | неустойчивые (половинные, полкаденции) |
S-T плагальная | T-S полуплагальная |
D-T автентическая | T-D полуавтентическая |
S-D-T полная каденция или полный оборот | D7=VI53 прерванная каденция или прерванный оборот |
Устойчивые каденции по степени совершенности делятся на:
совершенные | несовершенные |
1. заключительная тоника взята на сильную долю; |
Если хотя бы одно из условий не выполняется, каденция признается несовершенной. |
2. заключительная тоника в мелодическом положении примы; | |
3. в басу скачок основных тонов, т.е. каждый аккорд в каденции взят в основном виде. |