Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» должен отражать:
· знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
· первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
· умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
· наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:
– знание музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса;
|
|
– умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве на музыкальных инструментах, умение строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала;
– навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального текста.
Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения. Поступающий демонстрирует их при сдаче сольфеджио в письменной и устной форме. Письменная форма предполагает владение навыками работы в тональностях с разным количеством знаков, с внутритональным и модуляционным хроматизмом, отклонениями в тональности первой степени родства, секвенциями тональными и модулирующими, различными формами метроритмических трудностей.
Устная форма ответа предполагает знание и умение работать в ладу - в натуральном, гармоническом, мелодическом мажоре и миноре, знание альтерированных ступеней, интервалов в ладу (диатонических, характерных), аккордов в ладу (в соответствии с программой учебного предмета), а также — вне лада (интервалы, аккорды в соответствии в программой учебного предмета).
Устная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает знания основных определений и понятий учебного предмета «Элементарная теория музыки» по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей», «Хроматизм», «Альтерация», «Энгармонизм», «Тональности первой степени родства», «Наиболее употребительные музыкальные термины», «Буквенные названия звуков и тональностей», «Группировка длительностей».
|
|
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Элементарная теория музыки" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Это могут быть контрольные уроки, зачеты, экзамены.
Формы и средства текущего контроля. В качестве средств текущего контроля могут использоваться письменные контрольные работы и устные опросы по темам, тестирование. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока и дифференцированного зачета на завершающих полугодия учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Оценка качества реализации программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
В конце первого полугодия проводится контрольный урок. В конце второго полугодия — дифференцированный зачет с оценкой.
Критерии оценки
При проведении дифференцированного зачета в письменной и устной формах уровень знаний обучающихся оценивается следующим образом:
Таблица 4
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | на зачете обучающийся продемонстрировал прочные, системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме, предусмотренном программой |
4 («хорошо») | обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не затрагивают основных понятий и навыков |
3 («удовлетворительно») | обучающийся в процессе зачета допускает существенные погрешности в теории и показывает частичное владение предусмотренных программой практических навыков |
В соответствии с ФГТ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля учащихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета «Элементарная теория музыки».
Дифференцированный зачет по учебному предмету «Элементарная теория музыки» состоит из письменной и устной форм ответа и включает в себя следующие типы заданий.
Тест.
1. Какие ступени входят в IV53?
А) V + VII + II
Б) I + III + V
В) IV + VI + I
2. На какой ступени строится I64?
А) I
Б) VI
В) V
3. Интервальное строение М6?
А) ч4 + м3
Б) м3 + ч4
В) б3 + ч4
4. На какой ступени лада строится V65?
А) VII
Б) II
B) IV
5. Интервальное строение V43?
А) м3 + м3 + б2
Б) м3 + б2 + б3
В) б2 + б3 +м3
6. Куда разрешается V2?
А) I6
Б) I53 (р)
В) I53
7. Ступеневое строение мVII7?
|
|
А) V + VII + II + IV
Б) II + IV + VI + I
В) VII + II + IV + VI
8. Характерные интервалы – это:
А) интервалы, характерные для натурального мажора и минора
Б) интервалы, характерные для гармонического мажора и минора
В) интервалы, характерные для мелодического мажора и минора
9. Синкопа – это:
А) несовпадение ритмического или динамического акцента
Б) повтор одного мелодического звена от разных ступеней
В) расстояние между двумя звуками
10. Отклонение это:
А) переход в другую тональность и закрепление в ней
Б) временный переход в другую тональность
В) замена звука или созвучия другим
11. Размер 4/4 – это:
А) сложный размер
Б) простой размер
В) смешанный размер
12. Параллельные тональности – это:
А) тональности с одной тоникой и разными ключевыми знаками
Б) одинаковое звучание, но разная запись
В) тональности с одинаковыми знаками, звуками, но разными Т и ладами
13. В тональности E dur:
А) 4b
Б) 4#
В) 3#
14. Порядок появления # тональностей:
А) по ч5 вверх
Б) по ч5 вниз
В) по ч4 вверх
15. Порядок появления b тональностей:
А) по ч5 вверх
Б) по ч5 вниз
В) по ч4 вниз
16. Пентатоника dur:
А) без IV и VII
Б) без II и VI
В) без III и V
17. ув4 строится на:
А) IV
Б) VII
В) V
18. ум7 строится на:
А) IV
Б) VII
В) V
19. Септаккорд – это созвучие из:
А) 3-х звуков, расположенных по терциям
Б) 4-х звуков, расположенных по терциям
В) 2-х звуков
20. Гармонический интервал – это:
А) 2 звука, взятые одновременно
Б) 2 звука, взятые поочередно
В) 3 звука, взятые одновременно
Соединить правильные ответы стрелками:
Б53 | м3 + б3 |
Ум53 | б3 + м3 |
Ув53 | м3 + ч4 |
M53 | м3 + м3 |
Б6 | ч4 + б3 |
М6 | б3 + б3 |
Б64 | ч4 + м3 |
М64 | б3 + ч4 |
ББ7 | м3 + м3 + м3 |
БМ7 | м3 + б3 +б3 |
МБ7 | м3 + б3 + м3 |
ММ7 | м3 + м3 + б3 |
MУм7 | б3 + м3 + м3 |
Ум7 | б3 + м3 + б3 |
Эолийский | IV# |
Пентатоника (dur) | IIb и Vb |
Пентатоника (moll) | VIIb |
Локрийский | Dur (нат.) |
Лидийский | moll (нат.) |
Фригийский | VI# |
Ионийский | IIb |
Миксолидийский | без IV и VII |
Дорийский | без II и |
Dur (г) | moll (г) | ||
ув2 | VII | ув2 | VII# |
ум7 | ум7 | ||
ув4 | III | ув4 | III |
ум5 | II | ум5 | VI |
ув5 | VIb | ув5 | IV |
ум4 | ум4 |
МБ7 | м3 + б2 + б3 |
МБ65 | б3 + м3 + м3 |
МБ43 | б2 + б3 + м3 |
МБ2 | м3 + м3 + б2 |
|
|