III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» должен отражать:

·  знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

·  первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

·  умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

·  наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:

–  знание музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса;

–  умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве на музыкальных инструментах, умение строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала;

–  навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального текста.

Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения. Поступающий демонстрирует их при сдаче сольфеджио в письменной и устной форме. Письменная форма предполагает владение навыками работы в тональностях с разным количеством знаков, с внутритональным и модуляционным хроматизмом, отклонениями в тональности первой степени родства, секвенциями тональными и модулирующими, различными формами метроритмических трудностей.

Устная форма ответа предполагает знание и умение работать в ладу - в натуральном, гармоническом, мелодическом мажоре и миноре, знание альтерированных ступеней, интервалов в ладу (диатонических, характерных), аккордов в ладу (в соответствии с программой учебного предмета), а также — вне лада (интервалы, аккорды в соответствии в программой учебного предмета).           

Устная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает знания основных определений и понятий учебного предмета «Элементарная теория музыки» по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей», «Хроматизм», «Альтерация», «Энгармонизм», «Тональности первой степени родства», «Наиболее употребительные музыкальные термины», «Буквенные названия звуков и тональностей», «Группировка длительностей».

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1.     Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Элементарная теория музыки" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Это могут быть контрольные уроки, зачеты, экзамены.

Формы и средства текущего контроля. В качестве средств текущего контроля могут использоваться письменные контрольные работы и устные опросы по темам, тестирование. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока и дифференцированного зачета на завершающих полугодия учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Оценка качества реализации программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

В конце первого полугодия проводится контрольный урок. В конце второго полугодия — дифференцированный зачет с оценкой.

Критерии оценки

При проведении дифференцированного зачета в письменной и устной формах уровень знаний обучающихся оценивается следующим образом:

Таблица 4

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») на зачете обучающийся продемонстрировал прочные, системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме, предусмотренном программой
4 («хорошо») обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не затрагивают основных понятий и навыков
3 («удовлетворительно») обучающийся в процессе зачета допускает существенные погрешности в теории и показывает частичное владение предусмотренных программой практических навыков

 

В соответствии с ФГТ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля учащихся, а также создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии и фонды оценочных средств должны соотноситься с содержанием программы учебного предмета «Элементарная теория музыки».

Дифференцированный зачет по учебному предмету «Элементарная теория музыки» состоит из письменной и устной форм ответа и включает в себя следующие типы заданий.

Тест.

1. Какие ступени входят в IV53?

А) V + VII + II

Б) I + III + V

В) IV + VI + I

2. На какой ступени строится I64?

А) I

Б) VI

В) V

3. Интервальное строение М6?

А) ч4 + м3

Б) м3 + ч4

В) б3 + ч4

4. На какой ступени лада строится V65?

А) VII

Б) II

B) IV

5. Интервальное строение V43?

А) м3 + м3 + б2

Б) м3 + б2 + б3

В) б2 + б3 +м3

6. Куда разрешается V2?

А) I6

Б) I53 (р)

В) I53

7. Ступеневое строение мVII7?

А) V + VII + II + IV

Б)  II + IV + VI + I

В) VII + II + IV + VI

8. Характерные интервалы – это:

А) интервалы, характерные для натурального мажора и минора

Б) интервалы, характерные для гармонического мажора и минора

В) интервалы, характерные для мелодического мажора и минора

9. Синкопа – это:

А) несовпадение ритмического или динамического акцента

Б) повтор одного мелодического звена от разных ступеней

В) расстояние между двумя звуками

10. Отклонение это:

А) переход в другую тональность и закрепление в ней

Б) временный переход в другую тональность

В) замена звука или созвучия другим

11. Размер 4/4 – это:

А) сложный размер

Б) простой размер

В) смешанный размер

12. Параллельные тональности – это:

А) тональности с одной тоникой и разными ключевыми знаками

Б) одинаковое звучание, но разная запись

В) тональности с одинаковыми знаками, звуками, но разными Т и ладами

13. В тональности E dur:

А) 4b

Б) 4#

В) 3#

14. Порядок появления # тональностей:

А) по ч5 вверх

Б) по ч5 вниз

В) по ч4 вверх

15. Порядок появления b тональностей:

А) по ч5 вверх

Б) по ч5 вниз

В) по ч4 вниз

16. Пентатоника dur:

А) без IV и VII

Б) без II и VI

В) без III и V

17. ув4 строится на:

А) IV

Б) VII

В) V

18. ум7 строится на:

А) IV

Б) VII

В) V

19. Септаккорд – это созвучие из:

А) 3-х звуков, расположенных по терциям

Б) 4-х звуков, расположенных по терциям

В) 2-х звуков

20. Гармонический интервал – это:

А) 2 звука, взятые одновременно

Б) 2 звука, взятые поочередно

В) 3 звука, взятые одновременно

Соединить правильные ответы стрелками:

Б53 м3 + б3
Ум53 б3 + м3
 Ув53 м3 + ч4
M53 м3 + м3
Б6 ч4 + б3
М6 б3 + б3
Б64 ч4 + м3
М64 б3 + ч4
ББ7 м3 + м3 + м3
БМ7 м3 + б3 +б3
МБ7 м3 + б3 + м3
ММ7 м3 + м3 + б3
MУм7 б3 + м3 + м3
Ум7 б3 + м3 + б3
Эолийский IV#
Пентатоника (dur) IIb и Vb
Пентатоника (moll) VIIb
Локрийский Dur (нат.)
Лидийский moll (нат.)
Фригийский VI#
Ионийский IIb
Миксолидийский без IV и VII
Дорийский без II и

Dur (г)

moll (г)

ув2 VII ув2 VII#
ум7   ум7  
ув4 III ув4 III
ум5 II ум5 VI
ув5 VIb ув5 IV
ум4   ум4  
МБ7 м3 + б2 + б3
МБ65 б3 + м3 + м3
МБ43 б2 + б3 + м3
МБ2 м3 + м3 + б2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: