Буквенно-цифровые обозначения аккордов

Система буквенно-цифровых обозначений аккордов – это своеобразное сочетание буквенных обозначений звуков и структурных обозначений видов аккордов. Она применяется для записи аккордов в эстрадной и джазовой музыке. Ее суть – в опоре на построение аккорда от звука, а не в ладу.

Обозначение аккорда указывает на его приму и тип трезвучия или септаккорда, без указаний обращений. Основные звуки записываются традиционными буквенными обозначениями, всегда с заглавной буквы. Альтерация этих звуков отмечается добавлением к букве знака # или b. Например, соль – G, соль-диез - G#, соль-бемоль – Gb. Так как эти обозначения первоначально возникли в англоязычной музыке, си, чаще всего, записывается буквой В, си-бемоль –Bb. При этом в русских изданиях иногда встречается и H в качестве си, а си-бемоль может обозначаться как Hb или В.

Если запись содержит только букву и знак, это – обозначение мажорного трезвучия, построенного вверх от данного звука (Ab – мажорное трезвучие от звука ля-бемоль).

Минорное трезвучие обозначается добавлением внизу справа от буквы (и знака) латинской буквы m (Am – минорное трезвучие от звука ля).

Малые септаккорды обозначаются прибавлением справа внизу, реже вверху, цифры 7 (Ab7 – малый мажорный септаккорд от звука ля-бемоль, Abm7 – малый минорный септаккорд от звука ля-бемоль).

Прибавлением цифры 9 справа внизу, реже вверху, записываются нонаккорды с большой ноной (A9 – нонаккорд с большой ноной и мажорным трезвучием о звука ля, Am9 – нонаккорд с большой ноной и минорным трезвучием от звука ля).

Альтерация записывается знаками + для повышения, - для понижения; в эстрадной музыке иногда применяются знаки # и b. Эти знаки располагаются в эстрадной музыке обычно справа от изменяемого тона аккорда, в джазовой – чаще слева от него, при этом тон и знак его изменения иногда берутся в скобки. И там и там изменение квинты часто обозначается только знаками + или -, без указания тона (увеличенное трезвучие от до записывается С, С, C, C), а чаще - С+; уменьшенное трезвучиеCm, Сm, Сm, Cm или Cm-).

Наличие нескольких альтераций в аккорде обозначается изменением тонов аккорда, расположенных друг над другом, чаще от меньшей цифры к большей. Еще один вариант записи нескольких альтераций – через дробь. При этом в случае одинаковых изменений (оба тона повышены или оба понижены), знак может выставляться только около последнего из тонов (уменьшенный септаккорд от ми можно записать как Em, Em, Em, Em, Em, Еm, Еm, Em   ).

Как уже отмечалось, малая септима в септаккордах обозначается цифрой 7. Большая септим, кроме знаков + или # справа или слева от этой цифры, имеет и другую запись. Это – знак maj, реже j (от английского слова major – большой) справа вверху или внизу, в сочетании с цифрой 7 или без нее (большой мажорный септаккорд от фа обозначается F,

F, F, F , F, F      ).

Часто употребляющиеся септаккорды имеют специальные обозначения.

Уменьшенный септаккорд записывается знаком  о, а также буквами dim (от английского слова diminished – уменьшенный) и verm (от немецкого слова vermindert – уменьшенный).  

Малый септаккорд с уменьшенной квинтой, в эстрадной и джазовой музыке обычно называемый полууменьшенным септаккордом, обозначается знаком Ø.

В джазовой музыке малый мажорный септаккорд часто записывается знаком x, а большой мажорный септаккорд – буквой М.

Кроме того, в джазовой музыке, при записи аккордов в ладу, буква m рядом с номером ступени означает построенный на ней малый минорный септаккорд (IIm – малый минорный септаккорд, построенный на II ступени лада).

К специфическим обозначениям относится и цифра 6, показывающая, что к трезвучию добавлена большая секста от основного тона. Если секста добавлена к мажорному трезвучию, образуется ММ65, к минорному – МУм65.

Обозначение sus или sus4 (от английского слова suspension – задержание) связано с заменой в трезвучии или в септаккорде терцового тона на звук, отстоящий на ч4 от его основного тона.

С помощью данной системы возможно записывать и обращения аккордов либо аккорды более сложной структуры. В этом случае, через дробь указывается бас аккорда (E7/D – это запись малого мажорного секундаккорда с примой ми: ре-ми-соль#-cи).

Стабильные монодические лады

В каждой из областей древней Греции существовали свои музыкальные пристрастия, в том числе и лады, получившие названия по месту распространения. Эти лады сначала сформировались в одноголосной вокальной музыке, а затем и в практике полифонического многоголосия в эпоху позднего Средневековья и Возрождения (группа семиступенных стабильных монодических ладов, от греческого монодия – «песняодного», «сольная песня»). Их звукоряды можно выстроить последовательно от всех белых клавиш фортепиано – поэтому их называют также «белоклавишными». Для современного западноевропейского уха натуральные мажор и минор являются привычными ладами и именно с ними мы будем сравнивать монодические лады.

Ступень, которой народный лад отличается от привычного нам натурального мажора или минора называется характерной. Все интервалы и аккорды с участием этой ступени тоже будут называться характерными. Она может быть низкой или высокой.

 

ионийский Натуральный мажор
дорийский Минор с VI#
фригийский Минор с IIb
лидийский Мажор с IV#
миксолидийский Мажор с VIIb
эолийский Натуральный минор
локрийский Минор с IIb и Vb

В дальнейшем характерные признаки стабильных монодических ладов – их высокие и низкие ступени – стали использоваться и в мажорно-минорной ладогармонической системе:

· в мажоре – «лидийская кварта» и «миксолидийская септима»;

· в миноре – «дорийская секста», «фригийская секунда», реже «локрийская квинта».

Особые лады

1. Пентатоника – пятиступенный лад без полутонов: пентатоника мажорного наклонения – без IV и VII ступеней; пентатоника минорного наклонения – без II и VI ступеней.

2. Параллельно-переменный лад – лад, в котором сосуществуют тоники параллельных тональностей. Встречаются и другие виды переменных ладов, в частности лады с колебанием тоники на секунду (C dur – d moll или d moll – C dur) 

1 и 2 – диатонические лады.

3. Лад с двумя ув2 (дважды гармонический):

дважды гармонический мажор – мажор с IIb и VIb;

дважды гармонический минор – минор с IV# и VII#.

  Хроматические лады. Сохранение ладового центра в виде мажорного трезвучия 

или минорного трезвучия.

4. Увеличенный лад ( гамма Черномора, целотонная) – шестиступенный звукоряд, построенный по целым тонам. Целый тон может быть записан не только как б2, но и как ум3, ум3 может быть в любом месте. В условиях темперированного строя возможны два увеличенных лада.

5. Уменьшенный лад (гамма Римского-Корсакова, гамма Морского царя) – звукоряд, построенный по формуле тон-полутон (4 и 5 – симметричные лады, называются так потому, что при их построении октава делится на две равные части).

 Энгармонизм

Энгармонизм – такое явление в музыке, при котором звуки, интервалы, аккорды, тональности звучат одинаково, но по-разному записываются. Каждая нота имеет 3 названия. Исключения: соль# - ляb.

Энгармонизм интервалов бывает двух видов:

 

пассивная активная
Тоновая и ступеневая величины не меняются Тоновая величина не меняетс, ступеневая величина изменяется

Редко употребительные тональности – тональности с количеством знаков более 7. Существуют только в теории. Чтобы вычислить количество знаков в такой тональности, надо к количеству знаков в реально существующей тональности прибавить 7: eis moll = e moll (1#) + 7 = 8#

Если получается подобная тональность, надо делать энгармоническую замену:

eis moll = f moll. Замена всегда получается пассивной.

Виды тональностей

Параллельные тональности – мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками (разные тоники, лады, одинаковые звуки). Мажор строится на III ступени параллельного минора, минор – на VI ступени параллельного мажора. 

Одноименные тональности – мажор и минор с одинаковой тоникой (I ступенью). Разница в ключевых знаках равна 3: Ре мажор (2 диеза) – ре минор (1 бемоль).

Однотерцовые т ональности – мажор и минор с одинаковым терцовым тоном (разные тоники, лады, звуки).

Энгармонически равные тональности – тональности, у которых звуки, интервалы, аккорды энгармонически равны друг другу. Сумма знаков энгармонически равных тональностей = 12 (Des dur (5) = Cis dur (7))

                     ↓

                         12

Хроматизм

Альтерация – повышение или понижение на полтона натуральных ступеней лада.

Хроматизм – введение в мажор или минор звуков, не входящих в семиступенную диатонику, возникают при альтерации.

В музыкальном произведении хроматизм выражается в появлении случайных знаков и в отмене ключевых. Существует два вида хроматизма: модуляционный и внутритональный.

Модуляционный – выражается в появлении случайных знаков, связанных с переходом в другую тональность. В качестве случайных знаков часто появляется вводный тон новой тональности, в мелодическом движении возникают ярко тяготеющие в новую тонику интервалы и аккорды.

Внутритональный хроматизм делится на внутриладовую альтерацию и внутриладовый хроматизм.

Внутриладовая альтерация – хроматическое изменение только неустойчивых ступеней, отстоящих от устойчивых на целый тон, ради обострения их тяготения:

Dur: IIb, II#, IV#, VIb

moll: IIb, IVb, IV#, VII#

Разрешение альтернативных ступеней: все повышенные только вверх, все пониженные – только вниз.

Внутриладовый хроматизм – изменение любой ступени, которое возможно только в мелодическом движении.

В отличие от альтернативных хроматически измененные устойчивые ступени не могут входить в состав аккордов.

Хроматический проходящий звук – возникающий между двумя натуральными ступенями звукоряда в гаммообразном движении вверх или вниз..

Хроматический вспомогательный звук – возникающий при движении на малую секунду вверх или вниз от натуральной ступени звукоряда с последующим к ней возвращением, а также скачком от любой ступени звукоряда с последующим малосекундовым разрешением.

Повышенные ступени обозначаются со знаком «+», пониженные ступени со знаком «-»

Хроматические интервалы – интервалы, которые не могут быть построены на ступенях диатонических ладов, т.е. все ум и ув (кроме тритонов), дважды ум дважды ув.

Хроматические интервалы диссонируют в тональности и звучат неустойчиво, однако они энгармонически равны более простым интервалам. Интервалы, диатонические по существу, но образованные в тональностях с участием хроматизма, называются хроматическими по положению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: