Диатонические интервалы – интервалы, состоящие из ступеней натурального и гармонического видов мажора и минора.
Устойчивые интервалы – интервалы, содержащие только устойчивые ступени – I, III, V.
Неустойчивые интервалы – интервалы, содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень.
Неустойчивые интервалы требуют разрешения.
Совершенные и весьма совершенные консонансы разрешаются с помощью противоположного и косвенного голосоведения (устой остается на месте, неустой переходит в соседний устой). Запрещены параллельные совершенные и весьма совершенные консонансы (ч5, ч1, ч8).
Несовершенные консонансы могут разрешаться любым голосоведением, но особенно хорошо слушаются параллельные несовершенные консонансы.
Если выбор между I и III ступенью, то в разрешении лучше получать III ступень, т.к. она указывает на вид лада.
У секунд диссонирует (требует разрешения, несмотря на устойчивость ступени) нижний звук, а у септим – верхний. Чтобы разрешать секунды и септимы, надо диссонирующий звук повести на секунду вниз, полученный несовершенный консонанс разрешить.
Исключения:
1. м7 на V ступени разрешается в терцию на I ступени;
2. секунда на VI ступени – ч4 на V ступени;
3. септима на VII ступени – ч5 на I ступени.
Уменьшенные интервалы сужаются, а увеличенные – расширяются.
II7
Септаккорд II ступени – четырехзвучный аккорд, строящийся на II cтупени лада. Два основных вида разрешения: непосредственно в тонику или через доминанту в тонику
Вид аккорда | Ступеневое строение | Интервальное строение в мажоре | Разрешение |
II7 | II + IV +VI + I | м3 + б3 + м3 | I6 с удвоением квинтового тона (х5I6) |
II65 | IV + VI + I + II | б3 + м3 + б2 | I64 с удвоением квинтового тона (х5I64) |
II43 | VI + I +II + IV | м3 + б2 + м3 | I64 развернутый (I64) разв. |
II2 | IV + VI + I +II | б2 + м3 + б3 | I53 с удвоением квинтового тона (х5I53) |
Вид аккорда | Ступеневое строение | Интервальное строение в миноре и гармоническом мажоре | Разрешение |
II7 | II + IV +VI + I | м3 + м3 + б3 | I6 с удвоением квинтового тона (х5I6) |
II65 | IV + VI + I + II | м3 + б3 + б2 | I64 с удвоением квинтового тона (х5I64) |
II43 | VI + I +II + IV | б3 + б2 + м3 | I64 развернутый (I64) разв. |
II2 | IV + VI + I +II | б2 + м3 + м3 | I53 с удвоением квинтового тона (х5I53) |
Внутрифункциональное разрешение II7
1 способ:
7
2 65
43
II7 – V43 – I53
разв.
II65 – V2 – х8I6
II43 – V7 – хх8I53
неп.
II2 – V65 – х8I53
2 способ:
7
2 65
43
19II7 – VII65 – х3I6
II65 – VII43 – I6
разв.
II43 – VII2 – х3I64
II2 – VII7 – х3I53
Главные и побочные септаккорды. Разрешение побочных септаккордов
Главные септаккорды: V7, VII7, II7
Побочные септаккорды: I7, III7, IV7, VI7
Главное при разрешении любого септаккорда – правильно вести септиму. Она может остаться на месте или идти вниз, но не более чем на б2 по звучанию (по написанию это может быть ум3). Категорически запрещается вести септиму вверх.
I способ.
В каждом побочном септаккорде септима идет вниз на секунду до тех пор, пока не достигнет хорошо тяготеющий в тонику аккорд (любой из главных септаккордов). Возникает цепочка септаккордов, следующих друг за другом по обращениям:
7
2 65
43
II способ.
Правило креста. В каждом побочном септаккорде септима и квинта идут на секунду вниз
до тех пор, пока не достигнет хорошо тяготеющий в тонику аккорд. В этом случае септаккорды идут через обращение:
7
2 65
43
Септима может пойти вверх, но в этом случае септаккорд будет восприниматься не как самостоятельное созвучие, а лишь как задержание к тонике.