Раздел 6. Природа и состав функций управления в менеджменте: планирование, организация, мотивация, контроль

Управление выполняет множество функций. Понятие «функция» используется в следующих значениях:

- зависимость какого-либо явления от какой – либо определенной величины, аргумента;

- роль, назначение чего-либо;

- обязанности; круг деятельности.

Среди функций управления выделяют:

- планирование

- организацию

- координацию

- мотивацию

- контроль и учет.

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени.

Процесс управления отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, а осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

 

Планирование – это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, т.к. необходимо принимать управленческие решения относительно:

Ø распределения ресурсов;

Ø координации деятельности между отдельными подразделениями;

Ø взаимодействия в внешней средой (рынком);

Ø создания эффективной внутренней структуры;

Ø контроля за деятельностью;

Ø развития организации в будущем.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также дает возможность контролировать ситуацию.

Организация это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.

В задачи функции "организация" входят:

- формирование структуры управления организацией;

- обеспечение всем необходимым для ее нормального функционирования – персоналом, зданиями, оборудованием, финансовыми ресурсами;

- коммутации;

- взаимосвязь ресурсов.

Организационная функция:

1. обеспечивает переход управляемой системы из существующего состояния в желаемое, планируемой;

2. связана с созданием необходимых условий для достижение поставленных в процессе планирования целей;

включает в себя:

- распределение работы среди персонала

- группировку задач в логические блоки;

- создание подразделений (отделов, секторов)

- координацию работы подразделений

Мотивация – функция управления, имеющая целью активизировать деятельность людей и побуждать их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах.

Только зная, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно эффективно воздействовать на него. При этом важно помнить, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание, и приоритеты могут меняться. Кроме того, следует учитывать, что истинные побуждения, которые заставляют человека прилагать максимум усилий, как правило, завуалированы и скрыты как для посторонних людей, так и для самого индивида.

Мотивация осуществляется с помощью таких методов, как:

- поощрение;

- принуждение;

- инициирование

 

Координация – это согласование усилий исполнителей для решения задач организации и достижения ее целей.

Координация реализуется:

- через кооперацию;

- взаимодействие;

- регистрацию;

Управление, по сути, включает в себя 2 момента – стимулирование и координацию деятельности людей в рамках определенной социально – экономической системы. В то же время в практике управления основное внимание уделяется организационному аспекту. однако опыт показывает, что стимулирование – наиболее эффективный фактор изменения поведения людей.

Контроль представляет собой процесс сопоставлен я результатов с целями, выявление отклонений и необходимость корректировки целей.

Обычно при контроле используются:

- сравнение;

- оценка;

- персонификация (система четких персональных полномочий и ответственности)

Процесс контроля состоит из 3 основных этапов:

1) установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке. это может быть точное определение целей, которые должны быть достигнуты в конкретный отрезок времени или вытекающих из принятых планов

2) измерение того, что было достигнуто, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами

3) корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов

Различают следующие виды контроля:

- стратегический – оценка и регулирование деятельности организации с точки зрения долгосрочных целей и взаимодействия с внешней средой

- тактический – анализ выполнения тактических планов; тесно связан со стратегическим контролем

- оперативный – ежедневный контроль выполнения работ и методов, используемых для производства продукции и услуг и выполнения всех видов процессов в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: