Управление выполняет множество функций. Понятие «функция» используется в следующих значениях:
- зависимость какого-либо явления от какой – либо определенной величины, аргумента;
- роль, назначение чего-либо;
- обязанности; круг деятельности.
Среди функций управления выделяют:
- планирование
- организацию
- координацию
- мотивацию
- контроль и учет.
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени.
Процесс управления отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, а осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
Планирование – это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, т.к. необходимо принимать управленческие решения относительно:
Ø распределения ресурсов;
Ø координации деятельности между отдельными подразделениями;
|
|
Ø взаимодействия в внешней средой (рынком);
Ø создания эффективной внутренней структуры;
Ø контроля за деятельностью;
Ø развития организации в будущем.
Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также дает возможность контролировать ситуацию.
Организация – это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
В задачи функции "организация" входят:
- формирование структуры управления организацией;
- обеспечение всем необходимым для ее нормального функционирования – персоналом, зданиями, оборудованием, финансовыми ресурсами;
- коммутации;
- взаимосвязь ресурсов.
Организационная функция:
1. обеспечивает переход управляемой системы из существующего состояния в желаемое, планируемой;
2. связана с созданием необходимых условий для достижение поставленных в процессе планирования целей;
включает в себя:
- распределение работы среди персонала
- группировку задач в логические блоки;
- создание подразделений (отделов, секторов)
- координацию работы подразделений
Мотивация – функция управления, имеющая целью активизировать деятельность людей и побуждать их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах.
Только зная, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно эффективно воздействовать на него. При этом важно помнить, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание, и приоритеты могут меняться. Кроме того, следует учитывать, что истинные побуждения, которые заставляют человека прилагать максимум усилий, как правило, завуалированы и скрыты как для посторонних людей, так и для самого индивида.
|
|
Мотивация осуществляется с помощью таких методов, как:
- поощрение;
- принуждение;
- инициирование
Координация – это согласование усилий исполнителей для решения задач организации и достижения ее целей.
Координация реализуется:
- через кооперацию;
- взаимодействие;
- регистрацию;
Управление, по сути, включает в себя 2 момента – стимулирование и координацию деятельности людей в рамках определенной социально – экономической системы. В то же время в практике управления основное внимание уделяется организационному аспекту. однако опыт показывает, что стимулирование – наиболее эффективный фактор изменения поведения людей.
Контроль представляет собой процесс сопоставлен я результатов с целями, выявление отклонений и необходимость корректировки целей.
Обычно при контроле используются:
- сравнение;
- оценка;
- персонификация (система четких персональных полномочий и ответственности)
Процесс контроля состоит из 3 основных этапов:
1) установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке. это может быть точное определение целей, которые должны быть достигнуты в конкретный отрезок времени или вытекающих из принятых планов
2) измерение того, что было достигнуто, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами
3) корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов
Различают следующие виды контроля:
- стратегический – оценка и регулирование деятельности организации с точки зрения долгосрочных целей и взаимодействия с внешней средой
- тактический – анализ выполнения тактических планов; тесно связан со стратегическим контролем
- оперативный – ежедневный контроль выполнения работ и методов, используемых для производства продукции и услуг и выполнения всех видов процессов в организации.