Социальные аспекты движения студенческих отрядов и специфика управления его деятельностью в 70-80 гг. 20 века

Впервые официальное определение понятию «студенческий отряд» было дано в Положении о студенческом отряде, утвержденное Бюро ЦК ВЛКСМ №55/5А 26.04.77г, Коллегией Министерства общего и среднего образования СССР №468 28.04.77г. В данном документе СО опредялся как «объединение юношей и девушек, добровольно изъявивших желание в период летних каникул работать в народном хозяйстве страны».[7]

Ссылаясь на вышесказанное, студенческие отряды являлись одной из главной студенческой организацией, однако в Советском Союзе СО не обладали достаточной самостоятельностью. Они формировались комсомолами совместно со студенческими администрациями и профсоюзами высших учебных заведений. Комсомол полностью координировал и контролировал их деятельность. В то же время, СО действовали из положений собственного Устава и имели самостоятельность по разрешению внутриотрядных и производственных вопросов, не требующих согласования с комсомольскими органами, администрациями образовательных учреждений, органами муниципального управления.

Рассматривая СО в качестве субъекта экономических взаимоотношений, то хозяйственная деятельность отряда осуществлялась на основании типового хозяйственного договора. Как правило, каждый отряд имел автономный объект трудовой деятельности и дислоцировался в одном производственном пространстве. Каждый боец трудоустраивался на временную работу в принимающую организацию и получал персональную оплату за свой труд, но не имел собственной специализированной одежды, постоянного места работы [8]. Исходя из этого можно говорить о наличии в студенческих отрядах конкретных характерных черт автономного производственного коллектива.

При участии ЦК ВЛКСМ в конце 1960—начале 1970-х гг. была разработана и утверждена вся нормативно-правовая основа работы ССО, организованы школы для командных составов (далее комсостав) и заложены основы соцсоревнования, торжественно проходили Всесоюзные слеты ССО.[9] Как форма организации труда студентов, регламентированная советским трудовым законодательством, СО владели такими соответствующими чертами как: абсолютная самостоятельность по решению вопросов производственной деятельности (в пределах данной им компетенции); высокий уровень внутренней самоорганизации; наличие условной хозяйственной автономии; обеспечение строгой трудовой и производственной дисциплины;  соблюдение правил охраны труда; рациональное сочетание материальных и нравственных принципов, в результате показывающую высокую производительность труда членов СО.

Особым признаком, характеризующим студенческие отряды, являлось ориентирование своей деятельности на основе уставных документов, которые определяли цели и задачи, порядок формирования руководящих органов, права и обязанности членов отрядов, особенности ведения финансово - хозяйственной работы, регламентировали иные стороны внутриотрядной жизни.

 

 

Особенности динамики развития движения студенческих отрядов в 70-80-е годы 20 века

 

Деятельность СО имела становилось все масштабнее и можно выделить несколько характерных особенностей в ее развитии.

К началу 70-х годов 20 века благодаря работе СО были построены и возведены такие крупные объекты как: Волжский и Камский автозаводы, Норильский горно-обогатительный комбинат и многие другие. В 1974-м году студенческие отряды приступили к самой известной Всесоюзной стройке страны – Байкало-Амурской магистрали, которая продолжалась почти 10 лет и стала символом эпохи, а также и символом студенческих строительных отрядов. [10]

В 1971 — 1985 гг. в государстве прослеживалась отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %. Советская экономика опускалась до уровня простого воспроизводства, которая была способна только удовлетворять уже сложившиеся потребности населения. [11]

Несмотря на это, деятельность СО не стояла на месте, а наоборот, эффективно развивалось. Самый пик движения СО приходится на 80-е годы 20 века, где в рядах бойцов СО насчитывает уже более 800 тысяч человек. В период с 19 июля по 3 августа 1980 года, в Советском Союзе впервые проходили Олимпийские игры, в подготовке к которым приняли участие тысячи студенческих отрядов. Без преувеличения можно сказать, что в те годы на стройках побывал каждый третий студент высших учебных заведений со всей страны. На многих объектах со всей страны трудились студенты из 10 государств.

 

«КАМАЗ» образован в 1969 году как Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КамАЗ»).

При разработке данного проекта, было исследовано 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, город, который входит в состав Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (далее ТАССР). Еще одним аргументом размещения объекта было выгодное местоположение. По собственному географическому положению Набережные Челны находятся в самом центре бывшего СССР. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все трудности с наличием стройки ресурсов, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем – с транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации «КамГЭСэнергострой» разрешили завершить строительство промышленных корпусов и жилья для будущих работников.[12]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: