Дидактические средства развития операций мышления у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка
Курсовая работа № 2
Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль) Олигофренопедагогика
Модуль Олигофренопедагогика
(2019-2020 учебный год)
Выполнил: студент 441 группы
очной (заочной) формы
Иванов Петр Степанович
_______________________
(подпись)
Научный руководитель:
Петров Сергей Николаевич,
к.п.н., доцент
Оценка ________________
«__» _______________ 2018 г.
_______________________
(подпись)
Омск, 2018
Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения развития процесса мышления в норме и при умственной отсталости | 9 |
1.1. Особенности развития мышления в онтогенезе | 9 |
1.2. Трактовка понятия умственная отсталость | 14 |
1.3. Особенности развития у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления | 22 |
Выводы по1 главе | 30 |
Глава 2. Исследование у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления на уроках русского языка | 31 |
2.1. Организация экспериментального исследования | 31 |
2.2. Результаты исследования у младших школьников с умственной отсталостью наглядно-образного мышления на уроках русского языка | 36 |
Выводы по2 главе | 73 |
Заключение | 74 |
Список использованных источников и литературы | 79 |
Приложения | 80 |
|
|
Введение
Проблема мышления долгое время находится в центре внимания. Ученые и философы предавали процессу мышления особую значимость. «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять», писал Джордано Бруно. Многим известно высказывание Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», что, несомненно, говорит о человеке, как о мыслящем существе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение мышления открывает большие возможности для развития умственных способностей человека. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует в других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Мышление – это один из важнейших познавательных процессов, он достаточно сложен и присущ только человеку. При помощи мышления человек познает окружающий мир. Благодаря этому процессу человек отражает в сознании предметы и явления окружающего мира, их взаимосвязи и закономерности между ними. При помощи мышления мы можем знать и судить о том, что мы не воспринимаем в настоящий момент. Мышление дает возможность человеку планировать действия и предугадать результат. На процессе мышления основана сознательная деятельность человека.
|
|
Уровень мышления человека определяет, каким образом человек сможет ориентироваться в окружающем мире. Мышление человека формируется и развивается в результате его собственной активной деятельности. У людей с интеллектуальной недостаточностью познавательная активность резко снижена. При умственной отсталости происходит нарушение психического развития, снижение скорости протекания познавательных процессов. Это препятствует познанию окружающего мира. Умственно отсталый ребенок растет в ситуации неполноценного чувственного познания, а сам процесс мышления отличается своеобразием. Такие дети имеют весьма ограниченные знания об окружающем мире, его законах и закономерностях. Важно понимать, по каким законам развивается мышление у обычных детей и у детей с умственной отсталостью.
Недостаточная сформированность познавательных процессов нередко становится основной причиной трудностей, которые возникают у детей с умственной отсталостью в процессе общения, препятствует их адаптации в различных коллективах. Немалые трудности вызывает у таких детей освоение школьной программы. Доказано, что при помощи специального обучения детей различным способам мышления можно помочь им лучше овладеть информацией, понять ее содержание, запомнить и суметь ее воспроизвести. Таким образом, они будут справляться с учебной нагрузкой и смогут адаптироваться к школьной жизни. Эту тему затрагивает и «Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации». В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», в статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» говорится об образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и условиях его реализации [1].
Проблема развития мышления интересовала многих ученых педагогов и психологов. Изучением особенностей мышления умственно отсталых школьников занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Б.И. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф[6],[13],[7],[19],[26] и многие другие. Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается. Основное значение имеет реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности [2]. Вместе с тем рядом психологов (Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев, В.Г. Петрова, Н.М. Стадненко, Ю.Т. Матасов и д.р.) показано, что под воздействие специально организованного коррекционного обучения умственно отсталых учеников отмечается положительная динамика в развитии мышления.
Положение Л.С. Выготского о том, что ребенок с недостатками психического развития может достигнуть того же уровня развития, что и нормальный, с помощью коррекционно-педагогических средств является основополагающим в дефектологии[4].
Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, а значит необходимо детальное изучение их психо-физического развития. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития [6].
Объект исследования: процесс развития у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наглядно-образного мышления.
Предмет исследования: особенности развития наглядно – образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
|
|
Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы подобрать и апробировать методики, способствующие развитию у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наглядно-образного мышления.
Выдвинута гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.
Вторая гипотеза заключается в том, что при помощи различных методик можно повысить уровень наглядно образного мышления
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогические литературные источники по проблеме исследования;
- Изучить процесс развития мышления в онтогенезе;
- Установить уровень развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- подобрать методики, способствующие развитию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;
- выявить эффективность проведённой экспериментальной работы.
Методы исследования:
- изучение и анализнаучно-методической литературы по проблеме исследования;
- реферирование;
- эксперимент;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.
1. Теоретический анализ литературы по теме исследования; 2. Эмпирические методы исследования: опрос ü Методика Урунтаевой А.Г. «Изучение восприятия цвета»; ü Методика А.В. Васильевой «Вкладыши»; ü Методика А.В. Васильевой «определи время»; ü Методика Л.А. Баландиной «Коробка форм».
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами специальных образовательных учреждений в вопросах обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
|
|
Структура курсовой: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения
Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе КОУ ООО «Адаптивная школа № 12» в 2019-2020 учебном году. Экспериментальная выборка составила 14 человек из числа детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения развития процесса мышления в норме и при умственной отсталости
1.1. Особенности развития мышления в онтогенезе
Проблему развития мышления исследовали многие зарубежные и отечественные ученые Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ю.И., П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн и др. [18], [22], [25], [28].
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [3]. Мышление является высшим познавательным процессом. С физиологической точки зрения оно представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга[27]. Как познавательная теоретическая деятельность, мышление теснейшим образом связано с действием.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях [22].
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. Только пользуясь средствами языка, человек, исходя из данных, полученных путем ощущений и восприятий, может подняться до отвлеченного мышления, отразить существенные закономерности наблюдаемых явлений [5].
5. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
6. Мышление имеет целенаправленный характер. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи.
Существует 3 основных вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание посредством манипулирования предметами),
2) наглядно-образное (познание посредством представлений предметов, явлений),
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, рассуждений).
Процесс мышления состоит из мыслительных операций:
· сравнение,
· анализ и синтез,
· абстракция,
· обобщение
· конкретизация.
Перечисленные операции - это различные стороны основной деятельности мышления – опосредование. Опосредование раскрывает наиболее существенные отношения и связи между предметами и явлениями.
Сравнение представляет собой сопоставление предметов с целью выявления различий и сходств между ними. При выявлении сходства одних и различия других предметов, сравнение порождает их классификацию. Классификация происходит по определенному признаку, характерному для каждого предмета данной группы.
Анализ и синтез - это операции, которые неразрывно связаны между собой. Вместе они дают всестороннее познание действительности. Анализ представляет собой мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части. Например, в растении можно выделить стебель, корень, цветы, листья и пр. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Кроме того существует анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки. [32 c. 42]
Синтез представляет собой мысленное соединение отдельных частей предметов или сочетание отдельных свойств этих предметов. Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их.
Об абстракции можно говорить, когда при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) от всех остальных, не принимая их во внимание. Исходя из этого, абстракцией является мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. С абстракцией тесно связано обобщение. В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях выводах, правилах.
Конкретизацией называют мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. Кроме рассмотренных видов и операций, можно выделить процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, которое содержит определенную мысль. Умозаключение является серией логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений). Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти, всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить[24].
Экспериментальные исследования и наблюдения в области возрастной и педагогической психологии позволяют охарактеризовать некоторые особенности развития мышления в определенном возрасте.
К концу первого года ребенок познает мир предметов и осваивает способ действия с ними. Разнообразные действия с предметами приводят его к открытию свойств окружающих его объектов. Он интересуется не только тем, “что это такое”, но и тем, “что с этим можно делать”[26]. К началу раннего возраста у ребенка наблюдаются отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Такая форма мышления характерна для детей раннего возраста. Воспроизведение одних и тех же простых действий дают малышу важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Малыши используют наглядно-действенное мышление с целью обнаружения и открытия самых разнообразных вещей и явлений окружающего мира. В раннем возрасте мышление существует и развивается внутри практической деятельности. [27 c.133]
Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называют наглядно - образным. Основной линией развития мышления в дошкольном возрасте является переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. У детей хотя и сохраняется связь мышления с практическими действиями, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним. Ему достаточно иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете.
В младшем школьном возрасте завершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Вначале происходит переход от наглядно-образного мышления к конкретно-понятийному, это проявляется в том, что дети оперируют понятиями, имеющими конкретное значение. В процессе рассуждения ребенок использует операции. Эти операции Ж.Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т.д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее. На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение [32].
В процессе школьного обучения преимущественно развивается словесно-логическое мышление. По словам Л.С. Выготского происходит встреча мышления и речи, которая дает начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека.[3] Этот вид мышления самый сложный, поскольку оно оперирует сложными отвлеченными понятиями, которые выражаются в слове. В дошкольном возрасте появляются лишь предпосылки развития этого вида мышления. Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления в процессе усвоения ребенком знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений, закрепленных в словах.
Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны. Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. Между 11 и 15-м годами жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению. Они завершают линию развития, начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжающуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода, становлением конкретных умственных операций[33]. Во взрослом возрасте присутствуют все три вида. Во многих сферах деятельности, необходимо наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Таким образом, мышление – психический познавательный процесс, который представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. Процесс мышления состоит из мыслительных операций. К ним относят: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. В процессе развитие мышления условно можно выделить 3 этапа. Мышление имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы. Вид мышления, которым пользуется ребенок в раннем детстве называется наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называют наглядно-образным. Далее активно начинает развиваться словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения задач. У нормально развивающегося ребенка к моменту поступления в школу должно быть сформировано наглядно-действенное, наглядно-образное, а также элементы словесно-логического мышления. В начале подросткового возраста осуществляется к абстрактному и формальному мышлению. Переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня тех, которые возникли на предшествующих ступенях. Мышление развивается не само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.