Слияние, объединение людей, создание общности, какой-то

Человеческой целостности; «контакт»

Передача сообщений, обмен информацией между людьми, перенесение какого-либо содержания; «отношение»

Встречное движение участников общения, взаимопроникновение, нередко носящее тайный, священный или интимный характер. «взаимодействие»

Если определить общение через понятие «контакт», то получится так: Общение — это установление и развитие людьми контактов друг с другом.

Теперь определим через понятие «отношение»: Общение — это межличностные отношения, связывающие людей друг с другом.

И через «взаимодействие»: Общение — это процесс взаимодействия между людьми.

Можно через запятую объединить их все:

Общение — это процесс взаимодействия между людьми, связывающие их в единые отношения, благодаря которым происходит установление и развитие их контактов друг с другом.

Для сравнения приведу примеры того, как определяют общение

другие авторы:

· Общение — 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера» (Психология. Словарь 1990).

· Общение — межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями,суждениями, оценками, чувствами, установками» (Словарь социальнопсихолог. понятий 1987).

· Общение, как это следует из самого значения слова, предполагает общность и соизменяемость взаимодействующих людей» (Емельянов 1985, с. 6).

· «...тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением» (Немов 1994, с. 431).

· «Межличностное общение — непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм формирования личности ребенка в ходе усвоения им социально-исторического опыта человека» (Петровский и др. 1987, с. 131).

5. Значение общения для развития индивида.

Ребенок находится (обнаруживает себя) в состоянии общения с близкими ему взрослыми не позже момента своего рождения. Подобно импринтингу у животных, младенца с матерью связывает особый процесс и состояние — привязанность. Последняя имеет ряд отличий в том, как ведут себя родители и дети в отношениях, как дети реагируют на уход и возвращение взрослых. Общение у детей закономерно проходит ряд стадий своего развития, в котором видны тенденции к постепенному расширению круга общения и основного его предмета, к подчинению общения уже не только ситуативным или диадным особенностям, но и нормам групповых отношений. По мере развития общения происходит социальное и личностное развитие ребенка. Более того, межличностное общение выступает обязательным условием такого развития. В первую очередь через общение дети усваивают основные нормы и правила общества, в котором они живут, получают «материал» для создания самого себя. Можно даже говорить, что личностью ребенок становится лишь потому, что этого от него ожидают окружающие люди, потому что общение со значимыми людьми интериоризуется, образуя основное содержание его личностных процессов, потому что только в общении ребенок имеет возможность получить опыт влияния на других, отстаивания себя как индивидуальности и т. п.

6. Качественное отличие общения человека от общения животных.

Коммуникативная функция языка (у животных) заключается в следующем:

· в сплочении сообщества;

· индивидуальном опознавании;

· сигнализации о местонахождении (птенца или «хозяина» ин-

· дивидуального участка);

· привлечении полового партнера;

· сигнализации об опасности;

· импонировании или запугивании и т. д.

Однако в отличие от человека, как считает  Н. А. Тих, коммуникативные средства обезьян — как звуки, так и телодвижения — лишены семантической функции и поэтому не служат орудием мышления. Все указанные функции всецело остаются в рамках чисто биологических закономерностей. Принципиальная характеристика языка животных — выражение индивидуумом своего внутреннего состояния, а не обозначение его. Например, некое животное выражает недовольство, агрессивное беспокойство или злость в момент вторжения другого животного на территорию, на которую оно заявляет права владения. Благодаря дополнительной ситуативной информации, которая задает контекст данной реакции (запахи, предыстория вторжения, сложившиеся нормы отношений), актуальное выражение эмоционального состояния получает (ситуативный) смысл стремления изгнать интервента с занятой территории.

Другое важное отличие языка животных от человеческой речи состоит в том, что их язык всегда представляет собой генетически фиксированную систему, состоящую из определенного для каждого вида ограниченного количества сигналов, тогда как человеческая речь постоянно обогащается новыми элементами путем создания но-

вых комбинаций из составляющих ее акустических компонентов. Например, люди используют множество различных языков — каждый народ говорит на своем. Многие люди знают два языка и более.И это только по отношению к естественным языкам. А ведь кроме

них человечество создало немало искусственных языков — математических, профессиональных, технологических и пр. И постоянно продолжает создавать все новые.

 

7. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе.

Становление человеческих форм общения происходило по нескольким направлениям.

Подражание как форма передачи социального опыта.

По мере развития стадных отношений общественные люди совершенствовали свои подражательные способности, копируя различные элементы поведения друг друга, закрепляя в совместном опыте наиболее полезные из них.  Важная линия развития может быть отмечена в самом факте «демонстрационного манипулирования». Наличие предмета общения — одно из ключевых звеньев в процессе становление человека и собственно человеческого взаимодействия.

Возникновение проблемы взаимопонимания.

Человеческим приобретением является широкое использование новых средств указания: к типично животным (плач, крики, телодвижения...) добавляются указательные жесты и искусственные средства, такие как условные действия и звуки, назначенные для этого предметы (палочки, камни и пр.). Каменные протознаки, указывавшие на ситуации,

могли указывать и на коллективные события: например, в неком месте все были очень напуганы сильным животным, но сумели победить его. Разыгрывание затем исходного сценария вокруг того же камня-метки (сделанного, возможно, случайно, а затем и преднаме-

ренно) — это уже ритуальное указание на произошедшее событие. Каждый чувствует примерно одно и то же состояние, вспоминает единое для всех событие и таким путем эмоционально понимает (!) другого. Главное в том, что при этом возникла собственно человеческая потребность в понимании.

Возникновение семантической реальности. В ходе формирования человека современного типа люди переходили от индексных средств, характерных для животных, к символическим, а затем и к собственно знаковым. Особенность знаков состоит в их независимости от ситуации, в том, что их комбинирование позволяет не только создавать (описывать) разнообразные ситуации, но даже создавать совершенно новые. Вместо реальных плача, крика, телодвижений и эмоций средствами указания могли стать их знаковые заместители — рисунки, пиктограммы и, наконец, слова. Вся сложная система знаковых заместителей реальных предметов, явлений и событий составляла семантическую реальность (виртуальную по отношению к непосредственно воспринимаемой), расширяла возможности обозначения смыслов (коллективных и индивидуальных), сообщения о них друг другу.

Человеческое общение лишь потому человеческое, что в качестве коммуникативных средств

выступают символы и, в особенности, знаки.

 

8. Общение в системе межличностных и общественных отношений.

В реальном общении заключаются не только межличностные отношения т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но и общественные отношения, которые по своей природе являются безличными. Но и в тоже время человеческие отношения являются многообразными и не ограничиваются лишь межличностным контактом, в более широкой социальной среде человеческие отношения требуют так же построения системы связей, что само по себе не мыслимо без общения.

Само по себе общение является вынужденным процессом жизнедеятельности людей, поэтому оно в любом случае осуществляется вне зависимости от межличностных отношений, то есть оно будет в любом случае происходить, вне зависимости от того какое отношение имеет один человек к другому, положительное или отрицательное.

На макроуровне общение характеризуется как реализация общественных отношений. И здесь общение должно состоятся в любом случае, даже если социальные группы или индивиды представители этих социальных групп, противоположны друг другу.

К.Маркс говорил о том, что общение во-первых это безусловный спутник человеческой истории (подразумевается значимость общения в развитии общества), во-вторых безусловный спутник в повседневных контактах людей.

По мере развития экономических, социальных и других общественных отношений развивались, изменялись и формы общения. Человек являющийся представителем некой социальной группы, общается с представителями другой социальной группы тем самым реализует два вида отношений: безличные, как представитель социальной группы и личностные, как индивид.

Например торговец в магазине продавая товар берет за это деньги, и деньги здесь выступают как средство общения в системе общественных отношений, а продавая товар торговец так же общается и с покупателем, что является личным общением при котором используется устная речь.

 

9. Функции общения.

Словарь социально-психологических понятий (Коллектив... 1987) выделяет четыре класса функций общения.

1.  Инструментальные функции — обслуживание различных видов групповой предметно-направленной деятельности. То, что без общения людям трудно было бы выполнять любую совместную деятельность, не требует специального обоснования. Именно этот аспект использования общения, эксплуатации заложенных в нем возможностей для самых разнообразных целей и составляет сущность инструментальной функции общения.

2. Психологические функции — развитие отдельных психиче-ских процессов и форм психической деятельности человека (общение составляет необходимое условие развития психических функций; сам процесс общения позволяет людям сохранять свое психологическое благосостояние; ради того чтобы общение состоялось, люди изменяют себя так,чтобы быть способным общаться, и в этом изменении рождаются

основные психические новообразования)

3 Социально-психологические  функции — реализация тех

психологических возможностей, которые могут быть обеспечены в рам-

ках социальной активности людей:

· коммуникативная — обеспечение возможностей передавать

друг другу информацию, понимать друг друга

· самоутверждение и самоактуализация личности

· развитие взаимоотношений между участниками

· группообразование и развитие групповых процессов

· cохранение группового единства и целостности

4. Социальные функции — предоставление обществу необхо-

димых для его существования и развития возможностей:

· передача индивидуального и общественного опыта от пред-

шествующих поколений к последующим, обеспечение преемствен-

ности и развитие в жизни человеческого общества;

· организация социального взаимодействия;

· формирование всех видов общественных отношений: деловых,

правовых, экономических, социально-психологических и других;

· функционирование в качестве одного из важнейших элемен-

тов образа жизни личности, коллектива, общества.

2 блок. Проблема общения в истории философии и культуры.

Интерес к общению возник в классический период античности ( Сократ, Платон), когда происходило смещение акцентов в сторону «целостного пластического восприятия человека». Такое видение позволило обратить внимание философов на общение как «некое единение душ». Общение-диалог в этот период становится «эталонной формой взаимовоспитательных человеческих контактов» (С.Т. Вайман). Это обусловливалось, прежде всего, новым пониманием процесса общения, которое воспринималось как «проблемное, концептуальное «кувыркание», позволяющее пробиться к рождению истины через погружение в «смысловую бездну». При этом важным было и то, что античные философы воспринимали общение как «взаимовоспитательные» контакты, в процессе которых возможно воспитание себя как личности, способной к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Новое осмысление человеческого общения связано с эпохой Возрождения и становления гуманизма, с периодом, когда человеческое существо воспринималось как особый микрокосмос, стягивающий вокруг себя окружающий мир (П. Мирандола, Н. Кузанский), как «модель мира» (Леонардо да Винчи). Провозглашение «экспансионизма» человека повлекло за собой художественное исследование человеческого общения в произведениях Д. Алигьери, Дж. Боккаччо, Ф. Петрарки и др. Именно они создали чувственно-разумную модель человеческого общения, основанную на идеях активной самореализации человека, свободы воли, нравственности, любви, и подкрепляемую принципами доброты, равенства всех людей, гармонии. Однако всепоглащенность внутренним миром человека во многом заслонила от философов Возрождения отношения человека к человеку (определяющие сущность общения), которые, если и рассматривались, то только как познавательные, венчаемые «актом божественного творения».

В Эпоху Просвещения понимание сущности человека и человеческих отношений, основывается на вере в природную доброту, возможности создания общества «свободы, равенства и братства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: