Романтическая концепция общения и развитие герменевтики

Герменевтику следует развивать как универсальную теорию понимания. Если природу нужно объяснять, то все, что связано с человеком, требует понимания. И здесь герменевтика становится незаменимым средством. Ее основные целевые предметы весьма разнообразны: как понять чужую индивидуальность? Как следует понимать специальные и профессиональные тексты, священные книги и тд.

Фридрих Шлейермахер и Вильгельм Дильтей внесли вклад в развитие герменевтики.

Общение между людьми — это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектное отношение).

Герменевтика как «искусство постижения чужой индивидуальности», «другого». Герменевтический круг — метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации с одной стороны, и понимания— с другой. Это особенность процесса понимания, связанная с его циклическимхарактером. Различные модификации герменевтического круга связаны с осознаниемвзаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой; для тогочтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот.

Герменевтика – «искусство толкования».

В психологии с позиции герменевтики рассматриваются проблемы понимания и интерпретации сложных психич. феноменов человека. Основы психологии герменевтики заложили Ф. Шлейермахер и В. Дильтей. Ф. Шлейермахер обосновал «принцип кругового движения» процесса понимания: целое понимается исходя из его частей, а части – только в соотнесении с целым. В. Дильтей полагал, что понимание различается по своему предмету: 1) понимание как теорет. метод руководствуется критерием: «истина-ложь»; 2) понимание действий требует реконструкции целей, на достижение к-рых они направлены, и руководствуется критерием: «успешность – неуспешность»; 3) понимание проявлений «живого опыта» от продуктов творчества до актов поведения (жестов, интонации и пр.) требует критерий «аутентичность».

Проблема общения в концепции Л.Фейербаха и в марксизме.

Фейербах и его концепция эвдемонизма:

Эвдемонизм – учение, согласно которому нравственность неразрывно связана со стремлением к счастью.

«Я» не может быть счастливым и вообще не может существовать без «Ты». Люди нуждаются друг в друге, и их стремление друг к другу происходит, прежде всего, по велению чувственности, которая может проявляться в разных формах: любовь к жизни, любовь друг к другу.

По Марксу деятельность общения- как движение, перемещение людьми среди людей продуктов производства. При этом продукты производства понимаются в самом широком смысле, охватывая и средства жизни, и отношения между людьми, и идеи, и представления людей о самих себе и о своих отношениях и т.д. Такое определение отражает неразрывную связь общения с производством, которое, в конечном счете, детерминирует общение.

Экзистенциальная традиция в рассмотрении общения

Её смысл заключается в том, чтобы человек использовал при общении всю его сущность, его «Я», а не только отдельные аспекты;

«Открываясь другому, я впервые становлюсь самим собой и вижу в себе то, что раньше было от меня скрыто»

Провозглашая «экзистенциальную коммуникацию» в качестве условия становления человека «самим собой», т. е. становления его как личности, Ясперс считает, что эта коммуникация приводит к установлению отношений между людьми, основанных на взаимной любви и безграничном доверии. «Экзистенциальная коммуникация» — это такое отношение между людьми, когда они, несмотря на все так называемые общественные условности, т. е. «подозрения, предрассудки, эгоизм, страх, болтовню, хитрость, ложь, меткие слова, зависть, ненависть», открывают друг другу душу.

Цель и смысл человеческой жизни, с точки зрения немецких экзистенциалистов, сохранить и утвердить себя (вопреки всем «диссонансам и противоречиям мира») как личность, т. е. как самобытного, индивидуального, неповторимого и незаменимого человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: