Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации

В 2010 году в Государственной Думе V созыва Оренбургскую область представляли 7 депутатов:

1. Коган Александр Борисович («Единая Россия»)[252];

2. Заварзин Виктор Михайлович («Единая Россия»)[253];

3. Нефедов Виктор Леонидович («Единая Россия»)[254];

4. Ивлиев Григорий Петрович («Единая Россия»)[255];

5. Петров Сергей Анатольевич («Справедливая Россия»)[256];

6. Афанасьева Елена Владимировна (ЛДПР)[257];

7. Чикин Валентин Васильевич (КПРФ)[258].

Из 7 депутатов Госдумы трое (Коган, Нефедов, Афанасьева) были тесно связаны с Оренбургом, Сергей Петров имел достаточно крепкие оренбургские корни. Трое депутатов (Чикин, Заварзин, Ивлиев) практически не были связаны с Оренбургом.

В Государственной Думе I, II и III созывов (1993-1995, 1995-1999, 1999-2003) Оренбургскую область от КПРФ по Орскому одномандатному округу № 133 представлял орчанин Волков Владимир Николаевич[259]. В 2003 году он был выдвинут от КПРФ кандидатом в депутаты Государственной Думы по Орскому одномандатному избирательному округу №133. Выборы в своем округе проиграл самовыдвиженцу Борису Плохотнюку (вошедшему в Госдуме в состав фракции «Единая Россия»)[260], за которого  проголосовали 103 тысячи 232 избирателя – в 2 раза больше, чем за Волкова (50 тысяч 932 избирателя).

Помимо орчанина В.Н. Волкова, от партии КПРФ в Государственной Думе РФ второго (1995-1999) и третьего (1999-2003) созывов Оренбургскую область представлял Юрий Никифоренко[261].

В 2003 году КПРФ потеряла двух своих представителей, связанных с Оренбургской областью, в Государственной Думе РФ. С этого времени по списку КПРФ нашу область всегда представляет В. Чикин, который практически не бывал в области.  

В Государственной Думе РФ третьего созыва, помимо представителей КПРФ В.Н. Волкова и  Ю.В. Никифоренко, интересы Оренбургской области отстаивал Рэм Андреевич Храмов[262].

Членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Оренбургской области с 2001по 2002 г. являлись оренбуржцы В.Л. Нефедов, А.Г. Зелепухин[263].

При выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации VI созыва из-за низкой явки вместо семи депутатов от Оренбургской области в Государственной Думе стало работать только пять. Не избрался в новый состав Думы Александр Коган – заместитель председателя бюджетного комитета ГД. Перестал быть депутатом Госдумы Виктор Нефёдов. С Нефедовым ушли определенные надежды аграриев, которые полагали, что Виктор Леонидович – их надежда и опора в Госдуме. И Коган, и Нефедов – коренные оренбуржцы.

Депутатами Государственной Думы РФ VI созыва от Оренбургской области стали:

- Николаева Елена Леонидовна (ОНФ, выдвинута партией «Единая Россия»[264];

- Заварзин Виктор Михайлович;

- Чикин Валентин Васильевич;

- Петров Сергей Анатольевич;

- Афанасьева Елена Владимировна[265].

Александр Коган после выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года, отвечая на вопросы орских журналистов «Как же так получилось, что «Единая Россия» в Оренбуржье провалилась? Почему жителей области от партии власти в Госдуме теперь представляют исключительно москвичи?», указал, что во время предвыборной кампании были допущены серьезнейшие ошибки. «В Госдуме из пяти избранных депутатов от Оренбургской области представитель края лишь один, и тот от ЛДПР — Афанасьева. Вся ситуация, которая сложилась, создавалась именно для этого. Бюрократия вымывает людей, которые далеко, которые неуправляемы, сложны, — ответил на второй вопрос А. Коган. — Меня из этих выборов исключили! Сказали, все парень, у тебя шестое место, понятно, что никуда не пройдешь, но мы тебя поставим, чтоб оренбуржцы видели, что ты «типа есть». Я сказал: хорошо, ведь я сам создал эту систему. Я сам голосовал за то, чтоб люди назначались списками и голосовали за партии»[266].

Особо стоит отметить ситуацию, которая сложилась в региональном отделении «Единой России» в связи с получением мандатов депутатов Государственной Думы. В региональном списке значились следующие кандидаты:

1. БЕРГ Юрий Александрович

2. НИКОЛАЕВА Елена Леонидовна

3. МИЩЕРЯКОВ Юрий Николаевич

4. ЗАВАРЗИН Виктор Михайлович

5. НЕФЕДОВ Виктор Леонидович

6. КОГАН Александр Борисович

7. САЛЬДАЕВА Ольга Викторовна

8. ЭФЕНДИЕВ Назим Тофик оглы[267].

Было понятно, что губернатор Ю. Берг откажется от своего мандата и «федеральная креатура» народнофронтовичка Елена Николаева при любых раскладах попадает в Думу. Как было понятно, «шестой номер» А. Коган и далее по списку в Думу не попадают. А вот на 4 места или хотя бы на три в составе шестой Госдумы региональные «единороссы» имели определенные основания надеяться. Но в Думы прошли только 2 человека от региона. И тогда многое зависело от решения Юрия Николаевича Мищерякова – отдаст он свой мандат или нет. Как многие помнят, он даже формально уходил на больничный. Но все-таки мандат Заварзину отдал[268]. Это еще раз продемонстрировало, кто решает судьбу региональных депутатских мандатов в Госдуме.

В результате появления вакантного места депутата Госдумы во фракции ЛДПР, 19 декабря 2012 года депутатом Государственной Думы РФ стал коренной оренбуржец Сергей Катасонов[269].

После того, как депутат Государственной Думы РФ трех последних созывов, член фракции ЛДПР Елена Афанасьева утверждена членом Совета Федерации РФ как представитель губернатора Оренбургской области, ее депутатский мандат 15 октября 2014 года был передан Максиму Щепинову[270].

На основе анализа информационной активности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в федеральных и региональных СМИ с марта 2013 г. по март 2014 г. отдельными политэкспертами было выделено 3 группы федеральных политиков.

«В первую вошли персоналии, информация о которых появляется в еженедельном режиме на большинстве носителей, практически постоянно присутствует в информационном пространстве.

Во вторую – те, информация о ком обновляется раз в две недели и реже. Фамилии персоналий появляются в прессе лишь в связи с официальными мероприятиями органов исполнительной власти, плановыми приемами избирателей, юбилейными датами и государственными праздниками, международными событиями, чрезвычайными происшествиями и сезонными поводами. Реже - как реакция на информационную атаку политических или бизнес-конкурентов. Как правило, данные акторы позиционируются при помощи довольно четко определенных информационных ресурсов. Депутаты–руководители промышленных и финансовых корпораций - в корпоративной прессе и на ведомственных сайтах. Лидеры партийных фракций – в партийной печати, ведомственных сайтах и социальных сетях.

Третья группаотличается отсутствием четко выраженного личного мнения, а также суждений в прессе о поиске путей решения проблем своих избирателей. Фамилия персоналии, в лучшем случае, лишь указывалась в числе присутствующих на плановом мероприятии или в официальной хронике»[271].

Таблица1.12 

Информационная активность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Оренбургской области за период с марта 2013 по март 2014 гг. [272]

Партийная фракция в Государственной Думе ФС РФ

Группа информационной активности (количество депутатов)

I II III
1 ЛДПР 1 1 0
2 «Общероссийский народный фронт» 1 0 0
3 «Единая Россия» 0 1 0
4 «Справедливая Россия» 0 1 0
5 КПРФ 0 0 1

Всего:

2 3 1

 

Четверо из шести депутатов Госдумы от Оренбургской области - Сергей Катасонов (ЛДПР), Елена Николаева («Единая Россия», ОНФ), Елена Афанасьева (ЛДПР) и, в меньшей степени, Виктор Заварзин («Единая Россия») постоянно позиционируются в региональной прессе. Рекорд информационной пассивности побил депутат Госдумы от Оренбургской области Валентин Чикин (КПРФ). За 2010-2014 гг. он ни разу не появился в региональных СМИ, а последнее его выступление в Госдуме датировано 6 июля 2000 года![273]. Эпизодические выступления в региональной прессе характеризуют и деятельность членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Оренбургской области[274].

Таким образом, в лидеры информационной активности вышли ЛДПР, «Общероссийский народный фронт» и «Единая Россия». Явно снизили уровень присутствия в традиционных СМИ «Справедливая Россия» и, в большей мере, КПРФ. Проведенный анализ приводит к выводу явной виртуализации политической деятельности и уходу от решения конкретных проблем избирателей. Исполнение наказов избирателей все чаще становится объектом для создания информационного повода собственному присутствию в региональном информационном пространстве.

Прогнозировалось обновление 36 процентов депутатского корпуса Законодательного Собрания и 16 процентов – Госдумы[275]. В зоне риска утраты электоральной привлекательности за год до выборов оказались 39 и 50 процентов соответственно народных избранников[276].

Отдельные региональные политэксперты считают, что как федеральная, так и региональная политическая структура – набор «основных» партий – федеральной властью уже сформирован, партии проверены как в разной степени доверительные участники общей конфигурации. Политические эксперты не видят пока необходимости со стороны самой власти дестабилизировать эту систему.  Более того, региональные политэксперты утверждают, что «реализуя клановые задачи, федеральная власть, хотя бы на уровне руководства регионами, проводит «пилотные» проекты по распределению как бы партийного влияния в регионах и даже по делегированию функций по администрированию в регионах той или иной партии (продвижение губернаторов из ЛДПР и КПРФ. Зондируются – на уровне слухов хотя бы – и «отраслевые» прикрепления типа РЖД – КПРФ вместе с делегированием функций по лоббированию групп определённых интересов, проблем, «общественных проектов развития», объективно обусловленных усовершенствований по затыканию возникающих дыр или обеспечению роста растущего)»[277].

Эксперты указывали, что федеральная власть способна поддержать и переконфигурирование региональной политики – как внутри отдельных регионов, так и в группах регионов. Поэтому они прогнозировали поиск такой федеральной поддержки для субъектов региональной политики на предстоящих выборах губернатора Оренбургской области и члена Совета Федерации, представляющего там губернатора. Вопрос, который станет решающим при оказании такой федеральной поддержки  – в уровне региональных предложений, их качестве[278].

Региональные эксперты полагали, что «особенности законодательства по Совету федерации обуславливают возможность «пакетного» решения властью вопроса о выборе губернатора и прилагаемого к нему не определяющего практически ничего лица будущего сенатора»[279].

Как показали прошедшие осенью 2014 года выборы губернатора Оренбургской области и утверждение кандидатуры представителя губернатора в Совет Федерации, прогнозы региональных политэкспертов «попали в точку». Федеральное руководство партии ЛДПР и губернаторская команда смогли заключить, образно говоря, «пакетное соглашение» по снятию кандидатуры С. Катасонова как единственного достаточно реального оппонента врио губернатора Ю. Берга с выборов губернатора и утверждение Е. Афанасьевой (депутата Государственной Думы от ЛДПР) на должность представителя губернатора в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

 Предстоящие выборы в Государственную Думу РФ будут характеризоваться тем, что количество мест в партийных списках уменьшится в два раза. Значительная часть региональных политических субъектов, претендующих на места в Госдуме, окажутся не встроенными в нужные отношения с политическими структурами. Внутрипартийная борьба и вытеснение в партии «Единая Россия» также усилятся (даже без учёта фактора «Народного фронта»)[280]. Для новых сил и персон ещё труднее будет вход, но ещё больше возможностей в условиях переструктурирования.

Региональные политические эксперты указывают на то, что предстоящие выборы в Государственную Думу связаны с определенными необходимыми изменениями политики федерального центра. «Такие изменения могут находить свои проекции внизу, на локальных группах субъектов и территориях влияния. Тем самым, могут находить поддержку федеральных субъектов влияния и некоторые «пучки» региональных изменений (связанные либо с изменением влияний федеральных корпораций и служб в определённых регионах, соответствующих избранной федеральной специализации и на основе имеющихся специализаций региональных, либо с усилением влияния политических сил по линиям как бы борьбы с коррупцией, экологизации, общественной безопасности, инфраструктуры и качества жизни, а также контроля социального расслоения и напряжённости). Главное - со стороны региональных субъектов – свой федеральный над-региональный пучок найти, правильно его оценить и правильно в него встроиться. Это, в свою очередь, правильно определившимся региональным субъектам может дать ресурсы для борьбы по усилению или сохранению своей роли в региональной политической конфигурации. А то, что борьба может не только иметь место, но и усиливаться, сомнений не вызывает»[281].

И в последнее время в Оренбургской области мы можем наблюдать появление совсем новых политических субъектов под протекторатом федеральной власти[282]. Конечное, данные субъекты пока навряд ли могут претендовать на места в Государственной Думе, но они могут составить реальную конкуренцию оппозиционным партиям и их кандидатам-одномандатникам по «присвоению» региональной политической «повестки дня». Проблемная для всех российских регионов и для Оренбургской области, в частности, сфера здравоохранения уже отчасти «приватизирована» «народным фронтом»[283].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: