Возникновение правового государства первого типа

Мало помалу сложившиеся пирамидальные системы общежития — протогосударства стали наращивать эффективность, появились запасы ресурсов, стали появляться сопровождающие государство институты, упорядочивающие жизнь людей. Какие? Такие как система табу, религи- озные, культурные системы, система традиции. Возникло, как мы это на- зываем, правовое государство первого типа. Возникли порядки, которые определяли общежитие людей в протогосударстве. Они, в том числе, уста- новили сакральную роль лидера-руководителя. Далее возникли монар- хические системы государственности: авторитарные, автократические, диктаторские. И этот принцип — верхнему больше всех, всем осталь- ным по остаточному принципу — доминировал длительное время. По мере того, как доступность ресурсов возрастала, в обществе зрела мысль, противостоящая привычному животному верховенству силы: почему у немногих ресурсов скапливается много, а у большинства мало? Стали возникать теории и утопии, появились государства социальные или го- сударства всеобщего благосостояния. Угнетаемое большинство в госу- дарствах, так же, как и в производственных и хозяйствующих субъектах и институтах, стало требовать равенства в распределении общественно- го продукта. Длительная историческая борьба, сопровождающаяся рабо- той теоретической мысли, привела к появлению государства социально- го. В этом государстве, государстве welfare state, государстве всеобщего благосостояния, основным принципом стал принцип материального ра- венства, равенства в удовлетворении первичных потребностей: еды, жи- лья, медицины, образования. В это время реализовалась новая функция государства: функция перераспределения. Возникли налоги, в том числе, прогрессивные шкалы налогов и этот вектор эволюции, социальный, вы- равнивающий права индивидуумов в государстве, безусловно правилен и прогрессивен.

 

Возникновение правового государства второго типа

Борьба за права человека, как ответ на их ущемление со стороны го- сударства, действующего на основе права силы, привела к появлению либеральной идеи: каждый человек — это Человек, со своими неотъем- лемыми правами, которые должны быть равны. Это было правильно и прогрессивно. Нынешний реальный либерализм далеко ушел от этой первоначальной идеи. Главное для него сейчас в другом: в борьбе за ми- нимизацию любого государства, не того протогосударства с преимуще- ственным правом силы, а современного, основанного на всеобщей де- кларации прав человека и принципе равенства людей в их человеческом достоинстве.


Таким образом в эволюционном ряду появляется правовое государ- ство второго типа, в котором существует правовая система, отражающая принцип: люди равны в своем достоинстве, важнейшей функцией госу- дарства становится организация и обеспечение этого принципа.

 


Нравственное государство

В дальнейшей эволюции государство от задач преимущественно ма- териального перераспределения переходит к задачам создания условий для реализации иных сущностно обязательных запросов людей. Им нуж- ны смыслы, правда, красота, идеалы, у них есть стремление быть настоя- щими людьми — людьми истинными, категориальными. Так возникает концепт– это уже наша база и теоретическое продвижение по отноше- нию к классическим трудам и представлениям — нравственного государ- ства. Напомню, что государство — это социальная оболочка, созданная обществом для управления и для максимизации всеобщего блага. В этой формуле всеобщее благо — это благо всех и каждого, а не только сумма отдельных благ, когда суммируются блага путиных, тимченко, ротенбер- гов, медведевых и еще нескольких человек и благо всех остальных и вы- водится «средняя температура по больнице». Когда речь идет о всеобщем благе, имеется ввиду благо всех и каждого, соотнесенное с достоинством каждого человека. Нравственное государство — это такая социальная оболочка, такая управленческая система, которая генерирует в каждом человеке и в обществе в целом нравственность, т. е. целеполагает дости- жение человеком и человеческим сообществом кондиций Человека на- стоящего, истинного, человека по образу и подобию, если пользоваться религиозным языком, который очень точен, мудр и справедлив в этом случае.

 




double arrow
Сейчас читают про: