Национальная безопасность и национальный интерес

В политическом словаре есть два часто употребляемых и связанных между собой понятия — «национальная безопасность» и «национальный интерес».


Попробуйте начать отвечать на вопрос: «Что такое «национальные интересы»? В случае частного интереса, мы только что разобрались, — это то, что человека мотивирует. А что такое «национальные интересы» для государства, для политического управления государством во внеш- неполитической сфере, например? Что государство мотивирует?

Начнем со стандартного источника мудрости — Википедии: «Нацио- нальный интерес — это реальные причины действия государства, направ- ленные на обеспечение стабильности его функционирования и развития; совокупность национальных целей и базовых ценностей, играющих важ- ную роль в сфере национальной безопасности». Проанализируем. «На- циональный интерес — это причины действий». Интерес — это причины действий? Интерес — это причина? Очевидно, что нет. Очевидно, что это ошибочно, если на сказать глупо. Дальше: «Интерес — это совокупность целей и ценностей». Значит интерес — это цель и ценность. Очевидно, что интерес — это не цель и это не ценность. Что в Вики написано? На- писана глупость, которая только дезориентирует.

Так что ж такое «национальные интересы»? Исходя из нашей си-

стематики, из определения интереса на уровне отдельного человека, предположить, что национальный интерес — это психологическое со- стояние, невозможно. Потому что не понятно, чье психологическое состояние? Государства? Нации? И что это у них за психологическое состояние? Поэтому здесь, конечно, нужна определенная смысловая модификация.

В итоге получаем, что национальный интерес — это состояние (пом- ните, интерес человека — психологическое состояние человека) по- стоянного планирования государством государственного управления с целью достижения максимальной успешности государства. Вот, что это такое. Но вытекают отсюда важнейшие вещи. Для государства по- стулируется обязанность государственного управления. Либерализм с его минималистским государством — на свалку истории — и этого требует определение национального интереса. Дальше. Оно требует планирования государством государственного управления. А это кон- фронтирует с нынешним «Рынок со всем разберется! Никаких целей, планов, даже индикативного». И третье требование — «постоянно- го» — это неотрывная, как говорят, имманентная, т. е. органично при- сущая нормальному государству функция. Вот, сколько важного мы получили из определения, которое построено по нашей почти мате- матической формуле и в четком контексте политического управления, политического проектирования, политической, партийной, государ- ственной деятельности!


Все в наших руках, а значит, мы непобедимы!

Идем дальше. Сколько целей управления и устроения имеет место для реальной России? 72 направления и в каждом из направлений по не- сколько целей.

А как же потом управлять-то достижением такого количества це- лей? В пирамиде проблемно-управленческих деревьев для каждой цели определены проблемы. Проблема — это (опять определение, почти мате- матическое) препятствие на пути достижения поставленной вами цели. На пути достижения поставленной цели необходимо решать задачи. Я специально анализировал современные российские государственно- управленческие документы, начиная с Конституции — доктрины, поли- тики, концепции — и вижу, что люди, которые их писали, которые за их принятие голосовали, а потом президент, который их подписывал, не по- нимают и потому путаются с тем, что такое проблема, задача, что такое средства достижения, решений этих задач. Это просто поразительно, но отсюда и недопустимо низкое качество реальной политики, такое, кото- рое мы видим — и это не безобидные вещи!

Если проблема — это препятствие на пути достижения поставленной

цели как характеристики предмета вашей деятельности, значит, и харак- теристика должна быть измеримой, мониторируемой и сопоставляемой с целеполаганием. А что такое «задача»? Задача — это постановка вопро- сов по преодолению препятствий на пути достижения поставленных целей. Соответственно, решение — это ответ на поставленные  вопросы:

«Как преодолеть препятствие?».

И еще одно важное обстоятельство. Целей по всей повестке устроения и управления страной множество и ни одна из них не должна отставать в достижении от других. Отсюда вытекает важный принцип и требование к государственному управлению — комплексированность управления. Дернешь за одну ниточку, а резонировать начинает весь сложнейший ор- ганизм, поэтому решение должно иметь в виду все сложное простран- ство государственного устроения.

Множество задач необходимо решать одновременно, и во взаимодей- ствии друг с другом.

А началось все с простеньких упражнений определения смысла по- нятий «ценность», «цель», «проблема», «задача»!

Итак, управление как неотъемлемое содержание человеческой дея- тельности, в которой цели, предмет деятельности, характеристики — без ценностей не бывают. Управление без целей не бывает. Управление без измеримых характеристик целеполагания не бывает. В управлении всегда присутствует объект и субъект управления. Субъект управления в силу смысловой пирамиды, которую мы выстроили, должен знать со- стояние объекта, имея в виду те самые важные характеристики объекта,


должен их мониторировать, соотносить с целеположенными. И, если все правильно, средства воздействия на объект были правильными, то раз- витие (валовой рост, качество развития) идут в направлении целей. Все правильно, правильной дорогой идете, товарищи! Если же измеряемые показатели отличаются от целеположенных, то надо что-то менять: либо средства воздействия, либо коней на переправе — субъекта управления. Особенно такого субъекта как наш, который не в состоянии ничего ни целеположить, ни отмониторить правдиво и достоверно.

Когда рассогласование целеположенного и реально наблюдаемого на-

растает, то объект управления идет в сторону от целеположенного. В та- ком направлении сейчас и идет Россия. И никаким враньем этот меди- цинский факт опровергнуть невозможно. В нормальном же случае это такое рассогласование по обратной связи, которая обязательна от объ- екта управления к субъекту управления (так называемый, рефлексивный тип управления, рефлексия, рефлекс, reflection — отражение) приводит к мерам корректировки средств воздействия.

Таким образом, основные особенности такого вида человеческой дея- тельности как государственное управление мы получили из нескольких базовых понятий, которые мы определили по своим, почти математиче- ским, правилам. Очевидно, насколько этот подход, развиваемый в нашей партийной школе и в нашем мыслительном арсенале, отличается от бол- товни, беспомощности, профессиональной безответственности, схоласти- ки: «Подымем Россию с колен! Напишем десять пунктов, за которые прого- лосуем на собрании людей с улицы!». Всем этим пичкают сейчас студентов в университетах, чтобы уж точно никогда страна не вернула себе когнитив- ные потенциалы, собственные мозги! Насколько все то, о чем мы с вами го- ворим в программе партийной школы ПНТ отличается осмысленностью, деловитостью, активностью! А значит, мы всегда будем сильнее, честнее, справедливее, эффективнее, потому что мы настоящие, потому что вклю- чаем собственные мозги, потому, что понимаем, что есть что. Мы видим ценности, мы ставим цели, мы понимаем, что именно обязаны предусмо- треть, чтобы эти цели были достигнуты, чтобы не обмануть избирателей, народ, страну, перед которыми мы, как партия, берем свои обязательства.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: