1. Что такое ценности и цели?
2. Может ли субъект управления быть одновременно объектом?
3. Бывает ли неодушевленный субъект управления?
4. Может ли быть в обществе развитие без управления?
5. Оцените сколько самостоятельных направлений управления стра- ной может быть?
6. Почему увеличивая бюджет одной статьи госбюджета неизбежно столкнемся с вопросом, что делать с остальными статьями?
7. Что такое национальный интерес?
Занятие № 7
«Что такое государство? Из прошлого в будущее»
Тема сегодняшнего занятия: «Что такое государство? Из прошлого в будущее». Я напомню, что партийная школа ставит своей целью скорее не привитие азов знаний, а освоение современной, оригинальной, науч- ной, фундаментально-теоретической платформы, спроецированной на актуальные вызовы и практику. Не только рыбку поймать, но и удочкой научиться пользоваться.
Мы в этом курсе объявили борьбу догматизму, доктринерству, огра- ниченности мысли, схоластике. Беда в том, что уже второй десяток лет в условиях путинизма идет деградация России, деградация гуманитарной мысли, общественных, социально-гуманитарных наук, учебной литера- туры, даже диссертационного потока. Вот реальный пример защищенной диссертации — ее название: «Теоретико-методологические основания пожилых людей». Безграмотная глупость уже в названии. Но диссерта- ция защищена, Высшая аттестационная комиссия ее пропустила, и такой кандидат плодит сейчас себе подобных. Это не упрек всем и во всем. Это реальные обстоятельства, в условиях которых мы и занялись нашим де- лом в партийной школе Партии нового типа.
Какова должна быть роль государства в делах общества и страны в целом?
В чем состоит актуальная компонента сегодняшнего разговора о го- сударстве, его прошлом и будущем? Сама тема конечно классическая, изучают ее и в политологии, и в философии, и в юриспруденции. В чем тут вызов? Вызов вытекает из актуальной практики. Наше государство за последние 26 лет существенно изменилось и продолжает меняться в на- правлении определенной модели. Такого рода трансформации государ- ственной модели из одной в другую, определяемые реальной практикой правящего режима — актуальнейший вопрос. Он охватывает и эволюци- онные, и революционные трансформации.
Какие вопросы тут самые дискуссионные? Первое. Какова должна
быть роль государства в делах общества и страны в целом, в экономике, финансах, товарных потоках, производстве, распределении, потребле- нии, и во всех иных вопросах гуманитарного плана (жизни людей, об-
разования, медицины, общественной нравственности, культуры, науки). Не то, чтобы во вторую очередь, но на втором шаге нашего размышле- ния: какова должна быть степень или норма участия государства во всех этих делах?
Либеральная доктрина путинизма полагает, что эта роль должна быть минимальна, бюджет должен быть минимальным относительно ВВП, всем должен заправлять частный капитал и свободный рынок, государство в силу либеральной доктрины должно быть минимизировано и ограни- чиваться, как они говорят, моделью ночного сторожа. Вопросы безопас- ности, администрирования, налогов — и все на том. К чему это приводит, достаточно хорошо видно, потому что в историческом плане путинская модель и путинизм — это уже предсмертная стадия нежизнеспособной, безнравственной и губительной для страны и народа модели.
Противоположная модель связана с идеологией социализма, но я буду
всегда употреблять прилагательные — настоящего, истинного социализ- ма, — потому что исторических модификаций социализма было множе- ство, и некоторые из них, в том числе людоедские, называть социализмом как-то совершенно не уместно.
С позиции настоящего, истинного социализма, общества будущего — государство (это ключевая формула) — отвечает за все. За все, что проис- ходит в экономике, культуре, жизни людей, во внешних связях — во всех проявлениях жизнедеятельности человека, общества, аппарата единого управления государства, страны в целом — за все это несет ответствен- ность государство. Это наша позиция. Мы ее обосновываем в обширном эволюционном контексте. Слово «ответственность» здесь ключевое. Го- сударство несет ответственность за результаты развития. Чем-то управ- ляя напрямую, для чего-то создавая порядки и правила, что-то предот- вращая, за что-то наказывая. Как это происходит в здоровой семье.
В актуальном пространстве вызовов есть ряд фейковых, подставных
проблем, которые запутывают людей и лукаво ими манипулируют. Вот одна из них — «Государство для человека или человек для государства?». Слышали такую постановку вопроса? Вы, мол, за то, чтобы человек был винтиком и за него все решало государство — это нехорошо, человек должен быть свободен. Это классическая демагогия, потому что поста- новка вопроса совершенно неправомочная. Об этом мы тоже сегодня по- говорим. Подчеркну, говорить мы будем в эволюционном коридоре: от зарождения, позволяющего увидеть природу этого института до футуро- логических ценностных асимптот или целей, к которым направлен про- цесс эволюции государства.
Мы уже касались на предыдущих занятиях этой темы. Напомню, что
государство в широком смысле — это страна, которая включает в себя три неотъемлемых компонента: народонаселение, физическую террито-
рию и единое управление. Государство, как категория, используется еще и в узком смысле, как аппарат управления, институт, как говорят, чинов- ничество.






