Система отбора и оценки включает следующие составляющие:
а) выявление факторов, относящихся к решениям по проекту;
б) оценка проектных предложений по факторам с использованием информации или экспертных данных;
в) принятие или отказ от проектных предложений на основе проведенной оценки;
г) выявление областей, требующих дополнительную информацию, и выделение средств на её получение;
д) сопоставление новой информации, полученной в соответствии с информацией, использованной при первоначальном решении;
е) оценка воздействия переменных, выявленных в пункте «д», но продолжение работы над проектом;
ж) принятие решения о прекращении проекта или о продолжении работы над ним с повторением пунктов «г», «д», «е».
Факторы, учитываемые при оценке:
– финансовые преимущества, ожидаемые от реализации проекта;
– воздействие данного проекта на другие в рамках всего портфеля НИОКР;
– влияние реализуемого проекта на экономические показатели предприятия.
При оценке проектов применяются критерии, которые различаются в зависимости от обстановки, характерной для организации, и её отраслевой принадлежности.
I. Качественные критерии
К критериям данной группы относятся:
1. Стратегическое планирование. Выполнение плана предприятия посредством реализации отдельных нововведений в процессе окончательного анализа зависит от правильного отбора проектов. Поэтому стратегические аспекты должны учитываться при отборе проектов.
2. Характеристика предприятия. Тенденции характеристики дают представление о чертах и системе ценностей предприятия в течение ряда лет. Новая продукция, несовместимая с характеристикой, может быть отвергнута независимо от её достоинств.
3. Отношение к риску. Отбор проектов с высокой степенью риска не рекомендуется производить, если для их реализации потребуется существенная часть инвестиционных фондов предприятия. Технический риск может быть уменьшен посредством ограниченных исследований и разработок.
4. Отношение к нововведениям тесно связано с отношением к риску. Аргументы против нововведения:
- сравнение эффективности новой технологии с эффективностью технологий, овеществленных в существующей продукции и процессах;
- высокие первоначальные затраты;
- удовлетворение существующей технологии в сложившихся условиях конкуренции без оценки развития конкуренции в будущем.
5. Временный аспект – это краткосрочные или долгосрочные оценки организации.
II. Рыночные критерии
1. Выявление потребностей. Наличие потребности на стадии отбора проекта не означает, что рыночная перспектива проекта гарантирована в такой степени, чтобы игнорировать этот фактор при последующих переоценках. Проектные предложения, вытекающие из новых технических решений, трудно соотнести с рынком. Часто технические знания прямо увязываются с потребностями потребителя до сформулирования концепции продукции. При достижении такой увязки могут обнаружиться более далекие области новой технологии, в которых её отличительные характеристики или экономические преимущества будут использованы полностью. Позднее технический принцип может быть применен к другой продукции, где он даст меньший эффект, но где потенциальный рынок больше. Варианты, из которых выбираются первоначальные области применения, показаны на рис. 17.
Большая экономия на издержках или уникальный потенциал | Минимальные экономические преимущества, низкая эффективность | |
Большой рыночный потенциал | 1 | 3 |
Маленький рыночный потенциал | 2 | 4 |
Рис. 17. Варианты нововведений
Квадрат I – это лучший вариант для исследователя и разработчика, который редко сбывается. Чаще всего выбор приходится осуществлять между альтернативами, отражаемыми квадратами 3 и 2. В последнем случае речь идет о первом применении нового решения. Эта альтернатива часто предпочтительнее для радикально новой технологии.
Проблема, стоящая перед исследователем, предусматривает определение показателей новой технологии и их увязки с потенциальными сферами использования или удовлетворяемыми потребностями.
2. Определение объема продаж. Точность оценок рынка и доли рынка различна для новой продукции с различными характеристиками.
III. Научно-технические критерии
При оценке нового проекта необходимо учитывать не только вероятность технического успеха, но также воздействие его на социально-экономические результаты предприятия в настоящее время и в будущем.
К критериям следует отнести:
1. Согласованность со стратегией НИОКР. Для реализации стратегии применяются те проекты, которые обеспечивают решение задач предприятия и оптимальное использование ресурсов подразделений НИОКР за различные периоды времени.
2. Вероятность технических достижений. Руководители НИОКР поддерживают проекты, если уверены в его результатах.
3. Стоимость и продолжительность разработки.
4. Наличие материально-технических ресурсов.
5. Разработки в перспективе. При оценке проекта новой продукции, необходимо рассмотреть перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продукции. Чем больше период времени, тем труднее дать стоимостную оценку преимуществ новой продукции. Научно-технический скачок во многих случаях не может быть оценен количественно.
6. Воздействие на окружающую среду.